Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Член Профессионально-педагогического объединения учителей Санкт-Петербурга «Поликультурная школа Санкт-Петербурга».
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

Исследователями давно отмечено, что тема взаимоотношений церковной религии и художественного творчества очень сложна  Тем не менее религиозная тема является частью художественного творчества писателей и поэтов 19-20 века.

Наиболее функционирующим религиозным жанром в пределах художественного текста стал жанр молитвы, его переложение и стилизация.

Обращение нами именно к этому жанру неслучайно: молитва как жанр претерпела множество метаморфоз, показать которые возможно лишь, проследив эволюцию жанра в художественном пространстве русской литературы.

Молитва на уроках литературы

Проследить метаморфозы молитвенного жанра в контексте творческой эволюции того или иного автора позволительно на уроках литературы при изучении творчества русских поэтов XIX-XX веков.

В учебной литературе для 5-го и 6-го классов (согласно программе В.П. Полухина, В.Я. Коровиной и др.) поэтическое творчество зачастую систематизировано по тематике: например, тема родной природы (в поэзии XIX века) или тема времен года и др.

Общаясь с учащимися, понимая их отстраненность в восприятии русской культуры в целом и литературы в частности, возникла необходимость озвучивать культурологические моменты на уроках литературы, чаще связывать художественные (литературные) и культурологические модели познания и – наконец – через восприятие русской литературы глубже понимать особенность русской культуры как православной и осознавать себя частью этой культуры.

В 5-6  классах школьники только начинают знакомиться с поэзией XIX и XX веков, в частности, со стихотворениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и Н.М. Рубцова.

Наряду с программными текстами мы предложили учащимся тексты-молитвы этих же авторов: «Отцы пустынники и жены непорочны…» А.С. Пушкина, «Молитва» и «Молитва странника (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…)» М.Ю. Лермонтова, «Пошли, Господь, свою отраду…» Ф.И. Тютчева, «Отче наш» А.А. Фета, «Молитва матери» С.А. Есенина и «До конца» Н.М. Рубцова.

Перед учащимися было поставлено несколько задач:

  • познакомиться с биографией и творчеством выдающихся русских поэтов XIX и XX веков.
  • получить представление о русской православной культуре и о значимости жанра молитвы в ее системе/контексте;
  • познакомиться с жанром русской православной молитвы;
  • научиться сопоставлять тексты культурного (православного) и художественного (литературного) порядка;
  • закрепить знания теоретико-литературного материала: восприятие художественного текста, сюжет, лирический герой, образный ряд (образность), средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, инверсия), риторические фигуры (обращение, инверсия);
  • акрепить знания грамматического (языкового) материала: определение частей речи, их общего значения;
  • попытаться идентифицировать себя как часть русской культуры через ее составляющие.

Подготовка к уроку

  • Учащимся необходимо было заранее познакомиться с молитвенными текстами авторов и подготовить их выразительное чтение.

Как вариант: чтение наизусть, – но лишь вариант, так как текст сложен для восприятия и в большинстве случаев насыщен библейскими образами и церковнославянизмами.

  • Поскольку тексты не программные, учитель накануне выдал учащимся карточки со стихотворениями. На этих карточках нужно было отметить те слова и словосочетания, которые учащимся кажутся соотносимыми с культурным (православным) пространством.

Были отмечены следующие номинативы: Господь, отрада, ограда, недоступная прохлада, взор манит, пыль росистая, глава, крест, молитва, молю, прошу…

  • На уроке класс был разбит на несколько групп в соответствии с количеством выбранных текстов.

Естественно, количество можно варьировать и формировать большее количество команд по необходимости. В нашем случае их было 6.

На уроке

Учащиеся попробовали себя в новой роли – исследователя, и их исследовательской задачей было отметить – как было озвучено выше – некоторые слова и словосочетания, которые сформировали картину мира того или иного автора.

В случае встречи в текстах с неизвестными словами учащиеся выписывали определения этих слов и – соответственно – знакомились с культурой русского слова XIX и XX веков, воспринимая при этом церковнославянскую словесную культуру в целом.

  • В начале урока учитель ввел учащихся в контекст темы: был предложен краткий экскурс в историю жанра молитвы, было дано определение молитвы, основные структурные составляющие, названы виды молитв, названия основных православных молитв. Также был задан вопрос, какие молитвы учащиеся знают, с чем – по их мнению – связана эта молитва и т.д.
  • представитель каждой из 6 групп (название группы было образовано по имени автора, доставшегося учащимся ) первоначально читал текст (выразительно или наизусть – этот момент оговаривается) , затем (поскольку форма урока – беседа и обсуждение) члены остальных групп задавали вопросы по тексту (уточнение значения неизвестных слов, оценка лирического героя, личное отношение к тексту и т.д.).

Поскольку чтение молитвы в церкви или домашней обстановке сопровождается зажиганием лампады или свечи, на урок был принесен подсвечник и свеча-таблетка (в условиях соблюдения правил противопожарной безопасности). Свеча горела в течение всего урока, и читающий художественную молитву при чтении брал в руки подсвечник, сопровождая чтение таким своеобразным ритуалом

  • На вопросы отвечал не только представитель, читающий текст, но и остальные члены команды, поскольку вид работы – групповой.

В случае затруднения при ответе на вопросы учащиеся обращались к учителю (вопросы биографического характера: какие события или эмоции послужили причиной создания того или иного текста; жанрового характера: на какую церковную молитву похожа молитва литературная, из какой именно молитвы взяты те или иные строки и т.д.).

  • Полученные сведения фиксировались в таблице, занесенной в тетрадь в начале урока (тетрадь при этом лучше располагать вертикально). Заполнялась вместе с учениками.

Поскольку жанр молитвы – специфический, важнее здесь и то, что именно описывается в тексте, и то, как при этом чувствует себя лирический герой.

  • Прослушав и обсудив шесть текстов, необходимо было сформулировать некоторые выводы. Напомним, что в самом начале урока ученикам был предложен краткий экскурс в историю жанра молитвы.

Вывод по уроку: В конце урока – после заполнения таблицы – мы с учащимися обнаружили, что литературная молитва XIX века отличается от молитвы XX века: настроением лирического героя, образным строем стихотворения в целом. Также они отметили, что молитву XX века читать легче, чем молитву XIX века, поскольку язык более понятен и отсутствуют старославянизмы.

Проблемные вопросы:

  • если бы молитва писалась в XXI веке и если бы учащиеся были авторами этих литературных молитв, какой был бы их лирический герой?
  • К кому бы он обращался? С какой просьбой? На каком языке и с использованием каких средств художественной выразительности?
  • Поскольку молитва – жанр интимный, вопрос был задан в качестве домашнего задания: написать небольшое рассуждение на тему «Какой могла бы стать стихотворная молитва XXI века»?

Домашнее задание

В качестве альтернативы домашнего задания можно предложить учащимся выбрать любой текст художественной молитвы и попытаться проиллюстрировать его, то есть визуализировать восприятие художественного текста и дополнить культурологическое понимание текста через Слово и Образ.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *