В современном обществе в связи с активно развивающимися технологиями и нарастающим потоком самой разнообразной информации, в том числе фейковой, повышается необходимость в грамотных, творчески мыслящих сотрудниках, умеющих принимать решения и брать на себя ответственность. В соответствии с этим школьное образование нацелено на формирование и развитие ключевых компетенций, необходимых навыков критического мышления, коммуникации и сотрудничества (умения работать в команде), творческого личностного развития (креативности). Именно на уроках литературы, где работа ведётся с текстом не только информативным, учебным, но в основном с художественным, с книгой, основными функциями которой являются художественно-эстетическая, нравственно-философская и мировоззренческая, целесообразно использование разнообразных форм работы творческого характера, дискуссий, проектной и исследовательской деятельности.
Однако в настоящее время отмечается снижение мотивации к чтению у школьников, что обусловлено многими причинами.
Например, изменением свойств и условий функционирования самих текстов, утилитарным характером взаимодействия с текстом, т.е. в основном для нахождения в нём нужной информации или чтения с развлекательной целью, для проведения досуга, развитие визуальных форм восприятия (интернет, телевидение, кино), клиповое сознание и др.
Результаты разных диагностических работ по литературе (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) обнаруживают недостаточную готовность современных школьников к пониманию литературных произведений адекватно замыслу автора и трудности в воплощении своих мыслей о прочитанном в собственном тексте. Учащиеся испытывают затруднения в формировании и реализации замысла устного и письменного ответа на вопрос, обеспечении его цельности и связности, перегружают свои тексты подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы и выражения главной мысли. Одной из причин этих затруднений является использование речевых штампов, что является следствием отсутствия опыта творческой составляющей уроков литературы.
С помощью ресурса Московской Электронной Школы, её постоянно пополняемой новыми материалами к урокам литературы электронной библиотеки ученики в сотрудничестве с учителем овладевают новыми знаниями, предметными и метапредметными умениями, в том числе, эмоциональным интеллектом, выразительным чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, проектной и исследовательской деятельностью, навыками сопоставления и сравнения, ведения дискуссии, работы со справочной литературой, Интернет-ресурсами, текстами новой природы и т.д.
В новом стандарте по учебному предмету «Литература» закреплены предметные результаты, связанные с чтением: «совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и (или) фрагментов» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Следовательно, ученики должны не просто самостоятельно заучивать поэтический текст, а делать это осознанно, совершенствовать выразительное чтение. Таким образом, этот результат может быть достигнут на уроке при использовании следующих заданий по подготовке чтения наизусть:
1. Восстановите по памяти пропущенные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри ____ крутя;
То, как зверь, она_______,
То заплачет, как дитя,
То по кровле _________
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник_________,
К нам в окошко застучит.
2. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Осень», восстановив пропущенные слова, обозначающие эмоциональное и цветовое восприятие осени поэтом:
Унылая пора! очей очарованье!
__________мне твоя прощальная краса —
__________я пышное природы увяданье,
В багрец и в _________одетые леса,
В их сенях ветра шум и ______дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И ________солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные ______зимы угрозы.
3. Восстановите последовательность ключевых слов-образов, передающих наступление весны в стихотворении А.Н. Плещеева «Весна»: 1) «бегут ручьи», 2) «лес оденется листвою», 3) «повеяло весною», 4) «тает снег», 5) «засвищут скоро соловьи».
Отдельная тема «Анализ лирического текста» присутствует в обновлённом тематическом каркасе МЭШ с 5-9 класс. Среди результатов к данной теме заявлены следующие: «выразительно читать наизусть изученное стихотворение», «составлять чтецкую партитуру изучаемого стихотворения и выразительно читать его наизусть в соответствии с партитурой», «составлять чтецкую партитуру к самостоятельно прочитанному стихотворению (подчеркнуть ключевые слова, расставить ударения, смысловые и ритмически обусловленные паузы, смену интонации), дать пояснение к ней, выразительно читать выбранное стихотворение по составленной партитуре».
Апелляция к личному опыту учеников, их эмоциям, чувствам, побуждение к размышлению и принятию собственных решений отображает творческую составляющую урока по литературе:
1. Составьте самостоятельно фрагмент чтецкой партитуры (Партитура стихотворения – план звучания произведения (по аналогии с нотами в
музыке)) фрагмента стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»:
Они гласят во все концы;
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
1) Определите эмоциональный тон прочтения стихотворения (радостный, грустный, размышляющий).
2) Выберите темп чтения (медленный, быстрый, умеренный).
3) Определитесь с громкостью звучания (тихо, умеренно, громко, очень громко с
восклицанием).
2. Соотнесите фрагменты стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»: А) «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»; Б) «Весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой»; В) «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой» с интонационными выразительными средствами, которые нужно использовать при чтении для создания
картины зимнего леса и передачи настроения: 1) радостно, громко; 2) тихо, восхищённо; 3) медленно, спокойно, негромко.
3. Прочитайте фрагмент стихотворения Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…».
«Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..»
Какими средствами выразительности при чтении можно передать ощущение грозы?
Выберите верные ответы:
1) звукопись;
2) медленный темп чтения;
3) восклицание;
4) быстрый темп чтения;
5) грустная интонация.
4. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Чудная картина…»:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Подумайте, на какое слово должно падать логическое ударение в первой строчке 1-ой строфы стихотворения?
Детально осмысленный лирический текст, «пропущенный» через собственные эмоции, обеспечивает долговременное запоминание не только
ради единичного воспроизведения на уроке, но и для последующей коммуникации учащихся, возможности дополнительных знаний для собственного развития. Предлагаемые типы заданий включают в себя стимул к личностному творческому высказыванию, учитывают уровень речевой подготовки и интересы учащегося, его индивидуальный стиль деятельности, а также интонационный тип формируемого высказывания учащегося.
Соавтор: Стрижекурова Жанна Игоревна
Кандидат педагогических наук, методист отдела методологии и перспективной
дидактики образования «Институт содержания, методов и технологий образования»
ГАОУ ВО МГПУ, Москва
e-mail: strizhekurova11@mail.ru