27 января – памятная дата в истории страны в целом и города Санкт-Петербург в частности. Именно 27 января 1944 года город Ленинград был полностью снят с блокады.
При подготовке ко Всероссийской научной конференции «Гранин и его время», проводившейся РГГУ 7 декабря 2019 года и посвященной 100-летию со дня рождения писателя и публициста Д. А. Гранина, нами был проведен внутришкольный опрос «Что вы знаете о блокаде и исторической памяти?».
Результаты этого опроса (в нем участвовало 285 респондентов – учащихся 6-11 классов) привели к размышлениям о том, как необходимо говорить с современными школьниками о блокаде. В том, что со школьниками о блокаде и о тяжелых исторических событиях говорить необходимо, даже нет сомнений, поскольку знания учащихся скудны и разрозненны.
Предлагаем наиболее доступную форму знакомства с литературой блокады – урок по литературе.
Основы для технологической карты / плана-конспекта
Тема урока: «Литература блокады».
Класс: любой класс (рекомендуемые уровни образования: основное общее образование и среднее общее образование).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить с литературой блокады и блокадного Ленинграда в частности; обобщить и систематизировать знания об исторической стороне блокады и значимости этого события в истории всей страны.
Планируемые результаты:
- личностные:
- совершенствование личностных качеств человека, воспитание уважительного отношения к русской истории и литературе;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- предметные:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли художественно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
- метапредметные:
- умение сопоставлять исторические события и их отражение в текстах русской литературы;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Технология(-и) урока: ИКТ, технология проблемного диалога, технология работы с текстом, игровые технологии, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений обучающихся.
Образовательные ресурсы: доска, интерактивная доска, проектор, колонки, книги с художественными текстами, аудиофайлы, иллюстративные материалы (фотографии, картины, репродукции).
Попрактиковаться в работе с учебным и художественным текстом можно на Мастер-классе по Функциональному чтению
О том, как организовать Формативное оценивание, можно узнать, приняв участие на вебинаре
Приложение 1. Краткая историческая справка
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (Санкт-Петербурга) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне-августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Размер продовольственного пайка составлял: рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов. Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.
Система оповещения жителей включала в себя применение метронома (прибора, отмечающего короткие промежутки времени равномерными ударами): в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Приложение 2. Стихотворение О.Ф. Берггольц «Мы предчувствовали полыханье…»
* * *
Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Я и в этот день не позабыла
горьких лет гонения и зла,
но в слепящей вспышке поняла:
это не со мной — с Тобою было,
это Ты мужалась и ждала.
Нет, я ничего не позабыла!
Но была б мертва, осуждена —
встала бы на зов Твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна.
Я люблю Тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
с темной радугой над головой.
Он настал, наш час,
и что он значит —
только нам с Тобою знать дано.
Я люблю Тебя — я не могу иначе,
я и Ты — по-прежнему — одно.
Июнь 1941
Другие статьи автора
- 10 уроков: книги о взрослении
- В преддверии итогового сочинения: универсальные тексты
- Создаем поликультурную среду на уроках литературы: примеры произведений и работ учащихся
- Личные истории о великом: книги о Великой Отечественной войне для детей
- Грамматика урока: методические рекомендации на основе книги Д. Родари «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй»
- Книжная рекурсия: 11 книг про книги
- Вся правда о мозге, о которой вы боялись прочитать: summary на книгу С.Сэйтл, Скотт О. Лилиенфельд "Нейромания"
Статьи по теме
- Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
- Технологическая карта образовательного квеста на примере литературного моноквеста: «Гоголь путешествует во времени»
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Система заданий к урокам изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ»
- 6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)