Как говорить с учащимися о блокаде на уроках литературы: материалы, задания, приложения

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Председатель городского профессионально-педагогического объединения "Поликультурная школа Санкт-Петербурга".
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

27 января – памятная дата в истории страны в целом и города Санкт-Петербург в частности. Именно 27 января 1944 года город Ленинград был полностью снят с блокады.

При подготовке ко Всероссийской научной конференции «Гранин и его время», проводившейся РГГУ 7 декабря 2019 года и посвященной 100-летию со дня рождения писателя и публициста Д. А. Гранина, нами был проведен внутришкольный опрос «Что вы знаете о блокаде и исторической памяти?».

Результаты этого опроса (в нем участвовало 285 респондентов – учащихся 6-11 классов) привели к размышлениям о том, как необходимо говорить с современными школьниками о блокаде. В том, что со школьниками о блокаде и о тяжелых исторических событиях говорить необходимо, даже нет сомнений, поскольку знания учащихся скудны и разрозненны.

Предлагаем наиболее доступную форму знакомства с литературой блокады – урок по литературе.

Основы для технологической карты / плана-конспекта

Тема урока: «Литература блокады».

Класс: любой класс (рекомендуемые уровни образования: основное общее образование и среднее общее образование).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с литературой блокады и блокадного Ленинграда в частности; обобщить и систематизировать знания об исторической стороне блокады и значимости этого события в истории всей страны.

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • совершенствование личностных качеств человека, воспитание уважительного отношения к русской истории и литературе;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
  • предметные:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли художественно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
  • метапредметные:
  • умение сопоставлять исторические события и их отражение в текстах русской литературы;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Технология(-и) урока: ИКТ, технология проблемного диалога, технология работы с текстом, игровые технологии, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений обучающихся.

Образовательные ресурсы: доска, интерактивная доска, проектор, колонки, книги с художественными текстами, аудиофайлы, иллюстративные материалы (фотографии, картины, репродукции).

Стихотворение Ольги Берггольц

Попрактиковаться в работе с учебным и художественным текстом можно на Мастер-классе по Функциональному чтению

О том, как организовать Формативное оценивание, можно узнать, приняв участие на вебинаре

Приложение 1. Краткая историческая справка

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (Санкт-Петербурга) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне-августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличиязвание Город-герой.

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).

Размер продовольственного пайка составлял: рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов. Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.

Система оповещения жителей включала в себя применение метронома (прибора, отмечающего короткие промежутки времени равномерными ударами): в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

Приложение 2. Стихотворение О.Ф. Берггольц «Мы предчувствовали полыханье…»

*  *  *

Мы предчувствовали полыханье

этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

 

Я и в этот день не позабыла

горьких лет гонения и зла,

но в слепящей вспышке поняла:

это не со мной — с Тобою было,

это Ты мужалась и ждала.

 

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена —

встала бы на зов Твой из могилы,

все б мы встали, а не я одна.

 

Я люблю Тебя любовью новой,

горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

с темной радугой над головой.

 

Он настал, наш час,

и  что  он  значит —

только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — я   не   могу   иначе,

я и Ты — по-прежнему — одно.

Июнь 1941

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *