Современные технологии помогают сделать любой урок занимательным и интересным. Главное — грамотно использовать их с методической точки зрения. Давайте разбираться.
Что такое QR-код?
Аббревиатура QR (quick response) в переводе с английского означает “быстрый отклик”. Это двухмерный штрих-код (матричный код), который разработала японская компания “Denso Wave” в 1994 году. Он позволяет в одном небольшом квадрате поместить 2953 байта информации, то есть 7089 цифр или 4296 букв (около 1-2 страниц текста в формате А4), 1817 иероглифов.
QR-код позволяет быстро кодировать и считывать (декодировать):
- тексты,
- URL различных сайтов,
- активные ссылки для скачивания информации,
- рекламу и т. п.
С помощью QR кодируется информация намного большего объёма, чем у привычного штрих-кода, а для декодирования могут быть использованы личные девайсы учащихся с установленной программой считывания кодов, что значительно облегчает работу в классе, где всего лишь 1 компьютер.
QR-коды уже активно используются музеями и издательствами для кодирования дополнительной информации об объектах культурного и исторического наследия и размещения активных ссылок на свои сайты (с возможностью перехода по ним), туристическими компаниями для размещения на туристических объектах информации на разных языках, компаниями-производителями для размещения как информации о товарах, так и своих данных.
Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт дешифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Считанную информацию можно сохранить на своём девайсе, перейти по ссылке или, если закодирован номер телефона, позвонить.
Как создать QR-код
Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор для его создания, доступный онлайн, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний. Для этого в свободном доступе существует множество ресурсов:
Creambee.ru – кодирует: простой текст, контакт vCard, звонок на номер SMS, на номер, переход на сайт, отправку E-Mail, сообщение в твиттер, поделиться в фейсбук. Позволяет изменить размер, оформить в цветном варианте, добавить свой логотип и фон.
Qrmania.ru – позволяет изменять цвет и скругление углов. Кодирует текст, ссылку на сайт, телефон, SMS сообщение, Email адрес, Email сообщение, визитную карточка, Twitter, карты Google.
Quickmark.com – кодирует всевозможный контент.
Программы и приложения для распознавания QR-кодов
Существует множество программ и приложений для распознавания QR-кодов. Для их применения можно воспользоваться камерой мобильного телефона и программой, установленной на него (QR-сканер, в котором программа распознает содержимое кода); web-камерой, программным обеспечением обычного компьютера или ноутбука; онлайн-сервисом, в который можно загрузить графическое изображение, содержащее код, или указать ссылку на страничку с кодом.
Такие программы быстро и бесплатно устанавливаются на личные девайсы учащихся. К ним относятся:
- ScanLife – Windows Mobile, Blackberry, Android OS, iPhone, Java.
- NeoReader – Android OS, iPhone, Symbian, Windows Mobile, Windows Phone, Java, Blackberry.
QR-кодирование уже широко применяется и в образовании.
Как можно использовать QR-кодирование в процессе обучения?
Например:
- Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
- Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
- Коллекции комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.
- Ссылки на мультимедиа-, аудио- и видеокомментарии.
- Связь с онлайн контентами, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки.
- Обогащение информационной среды школьного музея (размещение на стендах ссылок на тематические мультимедиаресурсы).
Пример литературной командной игры с использованием QR-кодирования
В качестве примера использования данной системы кодирования информации можно привести разработку литературной командной игры «Знакомство с Онегиным» по роману А.С. Пушкина.
Оборудованием для учащихся служат распечатанные QR-коды, девайсы с установленной считывающей программой и книги с текстом произведения.
Задачами подобной организации урока являются:
- Расширение культурного кругозора учащихся.
- Совершенствование навыков работы в команде.
- Применение личных гаджетов в учебном процессе.
- Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов.
Цели мероприятия:
- Познакомиться с главным героем романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
- Проследить пути формирования его натуры, развитие характера героя
- Выявить историческую и общественную обусловленность появления подобного типа дворянина
- Более детально изучить авторский текст
Ход работы:
1. Учащиеся делятся на 5 команд и вытягивают цветную карточку с QR-кодом определённого цвета — номер темы и ее наименование:
а) «Воспитание Е. Онегина»,
б) «Уровень образования Е. Онегина»,
в) «День светского человека»,
г) «Отношение к театру героя и автора»,
д) «Был ли счастлив Е. Онегин?»
\
2. После раскодирования команды узнают вопросы, на которые им предстоит ответить:
Тема1: Какое воспитание и образование получил Евгений Онегин?
Тема2: Много или мало знал Онегин?
Тема3: Как проходил день Онегина?
Тема4: Отношение к театру Онегина и автора.
Тема5: Но был ли счастлив мой Евгений?
3. После дешифровки кодов командам выдаётся ещё одна карточка с QR-кодом того же цвета, где надо прочитать цитату из романа (начало строфы), с помощью которой в данной строфе и последующих будут найдены текстовые подтверждения ответам. То есть расшифрованные строки будут своеобразным путеводителем для поиска ответов и их текстовых подтверждений.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madam за ним ходила …
Мы все учились понемногу…
Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут…
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет…
Нет: рано чувства в нём остыли…
- Команда разрабатывает план ответа, записывая его в тетради, и подбирает подтверждающие цитаты из текста произведения.
- При общей готовности команд по очереди выступают их представители с дешифрованным тематическим материалом и собственными выводами, подтверждёнными цитатами, после чего делается общий вывод о противоречивости натуры Онегина и типичности его образа.
- Общий вывод учащиеся записывают, а в качестве первой части домашнего задания можно предложить зашифровать его с помощью разных генераторов QR-кода.
Кроме такой формы работы, QR-коды могут быть использованы для:
- организации квестов,
- прохождения по литературным маршрутам с заданными цитатами-подсказками и ссылками на дополнительные ресурсы,
- викторин и самостоятельных работ.
Это поможет не только закрепить и углубить предметные знания учащихся, но и повысить учебную мотивацию в сфере освоения новых коммуникационных технологий.
Автор:
Клишевич Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Протвино,
e-mail: n_klishevich@mail.ru
Можно ещё добавить в тему использование QR кодов как средства гарантированного подтверждения полученной квалификации. Например, в https://eduterra.pro можно выдавать как угодно нарисованные сертификаты и дипломы с внедрённым QR кодом. Система будет подтверждать при чтении этого кода кому и за что был выдан такой документ. Скажем, для проведения конкурсов или других целей это очень удобно.