В преддверии итогового сочинения: методические подсказки

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Председатель городского профессионально-педагогического объединения "Поликультурная школа Санкт-Петербурга".
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

В 2018-2019 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение (изложение) по пяти направлениям, сформулированным Министром просвещения РФ О. Ю. Васильевой:

1. Отцы и дети
2. Мечта и реальность
3. Месть и великодушие
4. Искусство и ремесло
5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.

Выяснилось, что наибольшие затруднения вызвало тематическое направление №4 «Искусство и ремесло»: ученики испытывают сложности при формулировке тезисов и подборе текстов для примеров.

Напомним, что, согласно официальному сайту ФИПИ,
«темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу”.

Рекомендации при подготовке этой темы

  • Толкование номинативов «искусство» и «ремесло».

Определений множество, можно выбрать любые, тем более что все их потом можно использовать для подбора синонимов.

Например,

Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). (Философский словарь.)

Или: – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. (Энциклопедия культурологии.)

Или: – 1) художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т.п. 2) В узком смысле – изобразительное искусство. 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. (Современная энциклопедия.)

Необходимо так же поработать с термином «ремесло». Можно занести результаты в сравнительную таблицу и выделить ключевые слова (в нашей таблице они подчеркнуты):

Таким образом, можно выявить некоторые общие и различные черты между этими понятиями, которые в дальнейшем помогут грамотно сформулировать тезисы, прописать вступление или заключение. Например, общим для этих понятий является способность человека к созданию чего-либо, будь он человеком искусства или ремесленником. Важное различие выявляем согласно тому, как именно творцы работают: для ремесленника существенна ручная работа, без вдохновения и творческого подхода, для человека искусства наоборот: необходимо творческое начало.

Это может также послужить основой для проблемного сочинения: все ли согласны с этим тезисом или нет?

  • Работа со списком произведений по направлению.

Список произведений, которые можно использовать в качестве примеров, многообразен:

1. И.А. Крылов. “Музыканты”, “Осел и Соловей”.
2. А.С. Пушкин. “Моцарт и Сальери”, “Пророк”, “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом”.
3. Н.В. Гоголь. “Невский проспект”, “Портрет”.
4. И.С. Тургенев. “Певцы” (“Записки охотника”), “Отцы и дети”.
5. Л.Н. Толстой. “Альберт”, “После бала”, “Война и мир”.
6. Г.И. Успенский. “Выпрямила”.
7. Н.С. Лесков. “Левша”, “Тупейный художник”.
8. А.П. Чехов. “Скрипка Ротшильда”, “Дом с мезонином”, “Вишневый сад”.
9. А.И. Куприн. “Гранатовый браслет”, “Гамбринус”.
10. В.Г. Короленко. “Слепой музыкант”.
11. М.А. Булгаков. “Записки юного врача”, “Мастер и Маргарита”, “Жизнь господина де Мольера”.
12. Е. Замятин. “Мы”.
13. В.В. Набоков. “Музыка”, “Весна в Фиальте”.
14. Б.Л. Пастернак. “Охранная грамота”, “Доктор Живаго”.
15. К.Г. Паустовский. “Живое пламя”, “Акварельные краски”, “Золотая роза”.
16. Ф.Д. Кривин. “Художник”.
17. В.В. Орлов. “Альтист Данилов”.
18. Д.И. Рубина. “На солнечной стороне улицы”, “Зеленый шарфик”, “Почерк Леонардо”.
19. Л.Е. Улицкая. “Искренне Ваш Шурик”, “Медея и ее дети”, “Зеленый шатер”.
20. Д.А. Гранин. “Картина”.
21. А. Азимов. “Двухсотлетний человек”.
22. О. Уайльд. “Портрет Дориана Грея”.
23. Дж. Фаулз. “Башня из черного дерева”.
24. Г. Гессе. “Игра в бисер”, “Гертруда”.
25. Дж. Лондон. “Мартин Иден”.
26. И. Стоун. “Жажда жизни”, “Правила виноделов”.
27. А. Рэнд. “Атлант расправил плечи”.
28. Д. Харрис. “Шоколад”.
29. П. Зюскинд. “Контрабас”, “Парфюмер”.
30. А. Барикко. “1900-й. Легенда о пианисте”.
31. Т. Манн. “Доктор Фаустус”.
32. Д. Митчелл. “Облачный атлас”.
33. У.С. Моэм. “Луна и грош”.
34. Г. Леру. “Призрак Оперы”.
35. К. Исигуро. “Художник зыбкого мира”, “Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках”.
36. В. Шпильман. “Пианист. Варшавские дневники. 1939-1945”.
37. Г.Х. Андерсен. “Всего лишь скрипач”.
38. О. Хаксли. “О дивный новый мир”.
39. Э.А. По. “Овальный портрет”.
40. Ф.С. Фицджеральд. “Ранний успех”.

Отметим здесь произведения не только русской классики и современной литературы, но и зарубежной. Во всех текстах поднимаются вопросы места художника (каким бы видом искусства он ни занимался) и ремесленника в мире, анализируется тема восприятия искусства человеком и его осмысления, берутся за основу разные виды искусства (театр, музыка, литература, живопись, архитектура и пр.) и ремесленничества (виноделие, кузнечество, кукольное ремесло и т.д.).

Авторов привлекают сильные личности с творческим началом и способностью создавать что-либо из подручного материала.

В целом для учащегося должно быть понятно и важно, что искусство и ремесло по сути являются частями единого человеческого мира.

  • Формулировка тезисов по заданным темам.

Тезис по теме, которая будет известна в день экзамена, должен быть всего один.
Ниже приведены темы и тезисы. Можно предложить учащимся соотнести тезисы с темами или сформулировать самим на их основе.

Варианты тезисов:

1. Искусство (музыка, театр, литература и т.д.) может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
4. В тяжелых ситуациях искусство (музыка, театр и пр.) воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
5. Искусство (музыка, театр, литература и т.д.) способно передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.
7. Искусство и деятели искусства. Их роль в жизни общества.
8. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
9. Талант и бесталанность. Понятие об истинном и мнимом таланте.
10. Ремесло и искусство. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники и художники.
11. Феномен творчества, роль созидания в жизни человека.
12. Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Варианты тем:

1. Что такое настоящее / подлинное искусство?
2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
3. Почему люди путают искусство и ремесло?
4. В чем ценность искусства?
5. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
6. Над каким искусством время невластно?
7. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
8. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
9. Чем искусство привлекает человека?
10. Для чего людям искусство?
11. Для чего нужно сохранять памятники искусства?
12. Чем подлинное искусство привлекает человека?
13. Кого можно назвать настоящим художником?
14. В чем различие между ремесленником и художником?
15. Согласны ли вы высказывания Р. Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
16. Легко ли быть талантливым человеком?
17. Когда в человеке гибнет талант?
18. Как вы понимаете высказывание И.А. Гончарова: «Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»?

Надеемся, что наши методические подсказки помогут вам лучше и качественнее подготовить учащихся к итоговому сочинению. Удачи!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *