Технологическая карта образовательного квеста на примере литературного моноквеста: «Гоголь путешествует во времени»

Образовательный квест набирает популярность среди учителей (пример квеста для учителей английского языка) и преподавателей вуза (пример сюжета квеста по дисциплине “Государственный пожарный надзор”).

С учётом структуры квеста, предложенной ее основателями (Б. Додж, Т. Марч),  в соответствии с требованиями ФГОС и структурой педагогической деятельности  для проектирования образовательного квеста можно использовать технологическую карту.

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Технологическая карта образовательного квеста (по Е. А. Игумновой, И. В. Радецкой)

Приведем пример авторского  образовательного моноквеста по литературе «Гоголь путешествует во времени» Анастасии Локтеевой.

Сама идея-легенда квеста – путешествие автора произведения из прошлого в будущее посредством машины времени – позволяет выстраивать диалогические взаимоотношения с автором, осмысливать художественное произведение в контексте социокультурной среды его создания. Данный тип квеста по литературе – путешествие автора произведения из прошлого в современный мир школьника и диалог посредством этого с позиции различных культур, – может быть выделен в отдельный тип квестов и применяться при изучении других художественных произведений.

Направленность и актуальность квеста:

литературное образование (интеллектуальный моноквест).

Название квеста – «Гоголь путешествует во времени».

«Одна из замечательных особенностей жизни Гоголя – неутолимая и постоянная страсть к путешествиям и поездкам.

Многие герои Гоголя также склонны к путешествиям. У одних они вполне реальные, у других – сказочные. В непрестанных поездках неутомимый собиратель мёртвых душ Чичиков. …Хлестаков застрял в уездном городке, где его приняли за важную персону из столицы, на пути из Петербурга в Саратовскую губернию. Колдун из “Страшной мести” летит над Украиной. Кузнец Вакула совершает сказочный полёт на чёрте в Петербург, чтобы привезти своей ненаглядной Оксане черевички от самой царицы. Майор Ковалёв мечется по Петербургу, стремясь настичь убежавший с его лица нос. И в “Невском проспекте”, “Тарасе Бульбе”, “Сорочинской ярмарке”, наполненных движением, Гоголь выразил свою охоту к перемене мест»

Актуальность создания квеста. Для оценки и сравнения степени связи понятия «Мёртвые души» в общественном сознании мы ввели данное словосочетание, в рамках русскоязычного сегмента, в поле поиска сайта ВКонтакте и удивились наличию 836 сообществ, в названии которых оно встречается (для сравнения, «Война и мир» встречается в 616 названиях, «Вишневый сад» – в 164, а «Евгений Онегин» – в 74).

Оказалось, что большая часть найденных групп связана не с произведением Н. В. Гоголя, а с декадентской подростковой эстетикой. В то время как Гоголь смеялся над ничтожностью характеров своих героев и стремился найти спасение для «мёртвых душ», подростки под влиянием возрастных особенностей используют эту метафору для создания страшного, но красивого образа, драматичной инаковости, таким образом, наполняют гоголевскую метафору новым содержанием.

Учащиеся не всегда верно интерпретируют идейное содержание произведений, поскольку склонны к поверхностному чтению и не к творческой переработке художественных образов. Повзрослев, единственное твёрдое знание о «Мёртвых душах», которое мы выносим из школы, – это то, что Гоголь сжёг второй том, плюс пример социальной сатиры, подпитывающий ощущение недовольства обществом.

В свою очередь, литература как учебный предмет требует воспитывать способность объективно воспринимать и характеризовать художественный текст как единое целое с учётом специфики его формы и содержания, социокультурного контекста. Данный образовательный квест направлен на разрешение противоречия, возникающего между задачами уроков литературы и реальной жизненной практикой школьников.

Цель: способствовать постижению учащимися подлинного смысла поэмы «Мертвые души» и ее значения для русской культуры.

Задачи: углубить знания о творчестве Н. В. Гоголя, показать пути влияния литературы на общество и язык; совершенствовать навыки восприятия и анализа произведений искусства; развивать умение эффективно отбирать и представлять информацию в Интернете; формировать навыки работы в коллективе; воспитывать внимательное отношение к искусству слова, стремление к сознательному обучению и самообучению.

Продолжительность – 2 недели. Основную работу над заданиями учащиеся проводят во внеурочное время самостоятельно. В урочное время проходят организационный этап (разделение на группы, разъяснение легенды и заданий) и консультации (особенно для группы, представляющей Гоголя); подведение итогов (в краткой форме).

Возраст учащихся. Квест рассчитан на учеников  9-го класса – в этот период большинство учебных программ предлагает изучение «Мёртвых душ». В 9-м классе происходит плавный переход от изучения отдельных произведений к углублённому изучению творчества писателя на историко-литературной основе. Становится важно показать специфику и новаторство художественного метода автора. Особое значение приобретает связь литературы и истории, литературы и жизни.

С 15 до 18 лет ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность: у них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. В то же время подростки критично относятся к содержанию школьных уроков, если не видят в них практической пользы и актуальности. Данная разработка учитывает эти особенности.

Наиболее спорным, но в то же время сильным моментом является то, что учащимся предлагается изучить и включить в свой обзор весьма мрачные подростковые сообщества в Интернете, так или иначе затрагивающие тему смерти. Учителю стоит поручить эту часть задания наиболее эмоционально устойчивым подросткам, а при необходимости и вовсе исключить её. Тем не менее, это ценная возможность провести дискуссию в классе, обсудить духовные ценности, сложности, возникающие в жизни подростков, и способы их преодоления. Психологические особенности подросткового возраста таковы, что для них естественна мрачность, противопоставление себя общепринятым нормам, максимализм в проявлении эмоций.

Задача учителя не высмеять это, а дать повод задуматься – какой смысл вкладывается в слова «мёртвые души», действительно ли их использование станет оригинальным ходом, необходимы ли красивые слова ради красивых слов, стоит ли вообще зацикливаться на угнетающих мыслях?

Легенда

«Московскому научно-исследовательскому институту удалось разработать машину времени! К сожалению, отправить в прошлое живого человека ‒ задача пока невозможная, поскольку человеческий мозг содержит слишком большое количество информации. Зато можно переслать техническое устройство вроде ноутбука и обмениваться сообщениями с людьми, жившими столетия назад. Нам выпала возможность пообщаться с Н. В. Гоголем. Для него это большое потрясение, ведь он так много мечтал о будущем России! Он будет очень рад поговорить с нами. Конечно, прежде всего, Николая Васильевича интересует культура нашей страны и судьба его главного труда, поэмы “Мёртвые души”. Наша задача ‒ показать, как образы, фамилии и метафоры из “Мёртвых душ” живут в наше время, и рассказать, как писатель повлиял на наше сознание (язык, искусство, литературную науку)».

Квест-герои:

‒ «языковеды» изучают использование образов, явлений, фамилий и выражений из «Мёртвых душ» в современной культуре (сообщества в социальных сетях, журналистские статьи, «синдром Плюшкина»). В эту группу рекомендуется выбирать учащихся, наиболее требовательных к актуальности заданий, интересующихся медиакультурой;

‒ «искусствоведы» изучают разнообразные художественные интерпретации «Мёртвых душ» (кино, театральные постановки, иллюстрации и фотоиллюстрации). В эту группу рекомендуется выбирать учащихся, интересующихся искусством, стремящихся к самореализации в этой сфере;

‒ «литературоведы»: изучают научные и критические статьи о «Мертвых душах» (параллели с «Божественной комедией» Данте, с жанром пикарески, проблемы переводов поэмы на другие языки и т. д.). Данное задание требует в основном умения сокращать текст, выделять главную мысль, составлять резюме, но при этом не требует большой гибкости мышления, как во второй группе;

‒ «Гоголь» ‒ в эту группу необходимо выбирать самых сильных учеников, которые будут способны изучить несколько писем и статей Гоголя, выделить особенности его стиля письма, сопоставить сообщения других групп с точкой зрения писателя и соответственно составить ответы. Учитель должен контролировать и консультировать эту группу, при необходимости даже редактировать составленные высказывания.

Тип задания:

аналитическая задача (поиск и систематизация информации), творческое задание (создание стилизованных высказываний от лица Гоголя).

Основное задание носит проблемный характер, поскольку неизбежно ставит учащихся перед вопросом верности интерпретации художественных произведений (возможна ли объективная интерпретация, какая интерпретация будет считаться ошибочной, имеет ли читатель право на свободу интерпретации и т. п.).

Продвижение по сюжету. Учащиеся делятся на четыре группы: «языковеды», «искусствоведы», «литературоведы», «Гоголь». Каждой группе предоставляются список источников для обзора, вопросы и инструкции для анализа, критерии оценки результатов. Первые три группы в течение недели готовят цикл сообщений «для Гоголя» (примерно 3–4 сообщения на группу), который размещают на официальной странице своей образовательной организации в Интернете или сайте учителя. После этого четвёртая группа готовит и публикует от лица Гоголя рефлексивные комментарии к сообщениям. Учащиеся могут развивать наиболее удачные ответы и разворачивать дискуссии по спорным вопросам.

Кульминационной точкой сюжета можно назвать момент публикации ответов «Гоголя», поскольку, во-первых, это самая необычная и интригующая часть квеста, во-вторых, учащиеся хотят получить оценку проделанной работы, в-третьих, при этом происходит синтез уже изученного на уроках материала с вновь открытыми знаниями.

Ресурсы квеста

Допускается выборочное использование ресурсов, а также дополнение списка силами самих учащихся. К каждому интернет-ресурсу даётся краткая аннотация (материал представлен в таблице ниже).

Результат квеста. Продуктом квеста является открытая дискуссионная площадка на официальном сайте образовательной организации, которая в дальнейшем может служить образовательным целям (расширение знаний учащихся о поэме, изучение путей влияния литературы на жизнь, образец в совершенствовании навыков написания рецензий и аннотаций).

Данную дискуссионную площадку можно дополнять, например, включением родителей учащихся. Посетители могут задать свои вопросы «Гоголю» и получить ответы. Возможно объединить в более крупный ресурс с образовательными квестами о других писателях, «путешествующих во времени», или междисциплинарными квестами.

Чтобы продемонстрировать предполагаемый результат, мы создали страницу с примерами выполненных заданий (Режим доступа: https://vk.com/club119514021).

Критерии оценки:

− количество сообщений;

− логичность и фактическая верность высказываний; − оформление сообщений;

− доступность и правильность языка;

− наличие собственного мнения;

− оригинальность.

Основными достоинствами квеста «Гоголь путешествует в будущее» являются:

− осознание школьниками литературы как культурного кода, знаковой системы, формирующей наше сознание;

− активное вовлечение метапознания (исследуя и сравнивая чужие интерпретации произведения, школьники развивают своё понимание процесса его анализа);

− увлекательный подход к критическому разбору работ (словно бы сам Гоголь оценивает полноту и занимательность предложенных ему материалов);

− интерактивность образовательного взаимодействия (пока одни учащиеся создают комментарии от лица автора, другие могут вступить с ними (с «Гоголем») в дискуссию);

− возможность создания новых квестов по образцу данной разработки; например, «Ломоносов путешествует во времени», «Жюль Верн путешествует во времени» и т. д.

Дидактический материал

Правила работы для всех

Будьте внимательны и вежливы с каждым членом группы, невзирая на личные предпочтения.

Берегите своё время − не отвлекайтесь на посторонние занятия во время работы над заданием; запланируйте запас времени на случай непредвиденных сложностей.

Распределите обязанности в группе, но обязательно обсуждайте результаты все вместе. Если каждый будет готовить отдельное сообщение, то в нём могут оказаться повторы, ошибки или скучные места. Чтобы всё получилось хорошо, обсудите идеи в начале работы и выразите оценки в конце. Назначьте редактора и оформителя. Работайте в группе!

Помните о своём читателе! Замените все заимствованные слова их русскими аналогами, сложные слова ‒ простыми, чтобы Николай Васильевич мог их понять. Будет ли ему интересно? Удивят ли его Ваши сообщения? А что хотите от него узнать Вы?

Оформляйте сообщения красочными иллюстрациями, музыкой и видео, а информацию располагайте удобно для восприятия. В интернет-текстах рекомендуется использовать не больше 3–4 предложений в абзаце и каждый абзац начинать с самых важных по смыслу слов.

Дополняйте список источников, если найдете что-нибудь интересное.

Интернет-источники для изучения

 

Авторы: Игумнова Екатерина Александровна – профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного универститета, руководитель научно-исследовательской лаборатории экологического образования, доктор педагогических наук, доцент,  Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

e-mail: igumnova1@mail.ru

Радецкая Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Забайкальского государственного университета. Победитель Конкурса «Лучший куратор ЗаБГГПУ – 2011».

e-mail: Nikolauk2007@yandex.ru

По материалам учебного пособия “Квест-технологии в образовании” , ссылка на ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=27322385

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *