Чтение с комментариями: что и как?

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Член Профессионально-педагогического объединения учителей Санкт-Петербурга «Поликультурная школа Санкт-Петербурга».
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

Приобщить ребенка к книге и чтению достаточно легко. А как сделать процесс чтения осмысленным, чтобы запоминались не только автор и название произведения, но и особенности прочитанного текста?

Одной из продуктивных методик формирования читательской культуры сейчас является чтение с комментариями. Подходов множество: это и популяризация книг с обширными комментариями, и составление собственных.

Современный московский филолог, исследователь проблем детского чтения и практик Евгения Семеновна Абелюк в своей книге «Практика чтения» (М., 2017) обратила особое внимание на данную технологию.

Основные тезисы книги сводятся к следующим:

  • необходимо формировать читательскую культуру, которая зачастую отсутствует у современного ребенка,
  • отсутствие опыта медленного чтения не способствует усвоению книжного материала,
  • для решения задачи, сформулированной в первом пункте, прежде всего при работе с текстом важно обнаружить или выявить так называемые «точки удивления», то есть такие моменты в художественном тексте, которые показались случайными и мимо которых не получилось «проскочить»,
  • составление коллективной рецензии учителем на основе полученных ученических рецензий позволит взглянуть на текст по-новому для каждого,
  • наконец, особую роль при формировании читательской культуры необходимо уделить методу комментированного чтения, который впоследствии будет трансформирован в особый жанр существования текста на современном этапе — жанр комментария.

Комментированию как процессу и его формированию как жанра посвящена бóльшая часть монографии Евгении Семеновны. Она обращается к истории этого жанра,  изначально публицистического. На современном этапе комментарий стал жанром методическим, или методологическим, но его природа non-fiction остается неизменной.

Абелюк пишет также о проблеме классификации комментария как жанра и акцентирует внимание на его разновидностях, называя некоторые из них, но не приводит обширную типологию. На основании описанных разновидностей мы предприняли попытку типологизировать виды комментария и выявить из основные особенности.

  • Авторский комментарий — комментарий, которым сам автор сопровождает собственное произведение (в качестве примера Абелюк приводит собственный комментарий поэта Марка Тарловского к стихотворению «Ода на победу»).
  • Филологический комментарий — разновидность научного, составленного учеными-филологами, и его виды:
    • текстологический,
    • исторический,
    • биографический,
    • лингвистический,
    • литературоведческий,
    • библиографический,
    • искусствоведческий.
  • Аналитический комментарий — разновидность комментария, отвечающего на вопрос: «О чем говорится в тексте?» Автор, вслед за М. Л. Гаспаровым и К. М. Поливановым, обращает внимание на непонятность и сложность восприятия художественного текста, написанного, например, в XVIII веке, читателем XXI века из-за незнания языка и определенных реалий того времени.
  • Визуальный комментарий, или визуальный метод комментирования — разновидность комментария, основанного на сопровождении текстового комментария определенным визуальным рядом, например, репродукциями произведений искусства и т. д.: «Визуальным комментарием я называю пояснения к тексту, содержащиеся в справочном аппарате книги, в которых используются наглядные, визуальные образы». В этом случае у жанра комментария большие перспективы: он может расшириться до гипертекста благодаря возможностям Интернета и прочих ресурсов.
  • Читательский комментарий — разновидность комментария, создаваемого собственно читателем для бóльшего понимания текста. К его особенностям можно отнести:
  • активация процесса медленного чтения,
  • актуализация творческого чтения при формулировке собственных вопросов к тексту,
  • перспектива интеллектуального чтения для размышлений,
  • наличие субъективного подхода,
  • процессуализация коллективной деятельности, чьими преимуществами будут являться: работа с большим объемом информации, возможность «размыкания» того или иного текста в определенную эпоху и в литературу в целом (что позволит впоследствии выявить различные реминисценции и традиционные литературные мотивы и образы), умение работать с мнением оппонента, формирование собственной критической точки зрения и, следовательно, активное формирование внутреннего редактора.

Помимо главной задачи — формирования читательской культуры — Е.С. Абелюк поставила несколько методологических, которые, на ее взгляд, будут способствовать лучшему пониманию текста в частности и личности читателя в целом:

Начать формировать себя (и своих учеников) как опытного, профессионального читателя четвертого уровня ответом на вопрос: «Что такое чтение? Для чего я читаю?»

Здесь особо отметим, что Е. С. Абелюк выстроила определенную «вертикаль читательской культуры», расположив читателя на трех ступенях согласно его уровню его читательской культуры:

  • читатель неопытный: «… неофит, едва поспевающий за сюжетом и не особенно озирающийся по сторонам»;
  • читатель размышляющий: «читатель, который вдруг начинает замечать кое-что помимо сюжета»; именно здесь он задает вопрос «почему?», потому что начинает задумываться, размышлять, рассуждать;
  • читатель обнаруживающий, который услышал «словесный текст как хороший клиницист пациента», который сумел обнаружить, что «произведение для него — художественное и концептуально значимое целое: авторский замысел такому читателю видится в сопряжении разных и неповторимых особенностей текста»;
  • читатель профессиональный, с «широким читательским кругозором», который «воспринимает литературное произведение в историческом и культурном контексте — в перекличках с другими произведениями того же автора или произведениями его предшественников и современников».

Необходимо создать словник культурных концептов советского периода (поскольку большинство текстов, изучаемых в школе, написано именно в этот период).

Актуализировать роль совместного чтения с детьми как в семье, так и в школьном пространстве, используя при этом все возможные практики, в том числе практику создания комментария.

В качестве примеров текстов и книг с комментариями можно привести:

  • Ю. М. Лотман. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • Л. В. Рожников. Подробный иллюстрированный комментарий к роману «Евгений Онегин».
  • И. Н. Сухих. Комментарии к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • С. В. Белов. Ф. М. Достоевский. Энциклопедия.
  • Лермонтовская энциклопедия / под ред. В.А. Мануйлова.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *