Приобщить ребенка к книге и чтению достаточно легко. А как сделать процесс чтения осмысленным, чтобы запоминались не только автор и название произведения, но и особенности прочитанного текста?
Одной из продуктивных методик формирования читательской культуры сейчас является чтение с комментариями. Подходов множество: это и популяризация книг с обширными комментариями, и составление собственных.
Современный московский филолог, исследователь проблем детского чтения и практик Евгения Семеновна Абелюк в своей книге «Практика чтения» (М., 2017) обратила особое внимание на данную технологию.
Основные тезисы книги сводятся к следующим:
- необходимо формировать читательскую культуру, которая зачастую отсутствует у современного ребенка,
- отсутствие опыта медленного чтения не способствует усвоению книжного материала,
- для решения задачи, сформулированной в первом пункте, прежде всего при работе с текстом важно обнаружить или выявить так называемые «точки удивления», то есть такие моменты в художественном тексте, которые показались случайными и мимо которых не получилось «проскочить»,
- составление коллективной рецензии учителем на основе полученных ученических рецензий позволит взглянуть на текст по-новому для каждого,
- наконец, особую роль при формировании читательской культуры необходимо уделить методу комментированного чтения, который впоследствии будет трансформирован в особый жанр существования текста на современном этапе — жанр комментария.
Комментированию как процессу и его формированию как жанра посвящена бóльшая часть монографии Евгении Семеновны. Она обращается к истории этого жанра, изначально публицистического. На современном этапе комментарий стал жанром методическим, или методологическим, но его природа non-fiction остается неизменной.
Абелюк пишет также о проблеме классификации комментария как жанра и акцентирует внимание на его разновидностях, называя некоторые из них, но не приводит обширную типологию. На основании описанных разновидностей мы предприняли попытку типологизировать виды комментария и выявить из основные особенности.
- Авторский комментарий — комментарий, которым сам автор сопровождает собственное произведение (в качестве примера Абелюк приводит собственный комментарий поэта Марка Тарловского к стихотворению «Ода на победу»).
- Филологический комментарий — разновидность научного, составленного учеными-филологами, и его виды:
-
- текстологический,
- исторический,
- биографический,
- лингвистический,
- литературоведческий,
- библиографический,
- искусствоведческий.
- Аналитический комментарий — разновидность комментария, отвечающего на вопрос: «О чем говорится в тексте?» Автор, вслед за М. Л. Гаспаровым и К. М. Поливановым, обращает внимание на непонятность и сложность восприятия художественного текста, написанного, например, в XVIII веке, читателем XXI века из-за незнания языка и определенных реалий того времени.
- Визуальный комментарий, или визуальный метод комментирования — разновидность комментария, основанного на сопровождении текстового комментария определенным визуальным рядом, например, репродукциями произведений искусства и т. д.: «Визуальным комментарием я называю пояснения к тексту, содержащиеся в справочном аппарате книги, в которых используются наглядные, визуальные образы». В этом случае у жанра комментария большие перспективы: он может расшириться до гипертекста благодаря возможностям Интернета и прочих ресурсов.
- Читательский комментарий — разновидность комментария, создаваемого собственно читателем для бóльшего понимания текста. К его особенностям можно отнести:
- активация процесса медленного чтения,
- актуализация творческого чтения при формулировке собственных вопросов к тексту,
- перспектива интеллектуального чтения для размышлений,
- наличие субъективного подхода,
- процессуализация коллективной деятельности, чьими преимуществами будут являться: работа с большим объемом информации, возможность «размыкания» того или иного текста в определенную эпоху и в литературу в целом (что позволит впоследствии выявить различные реминисценции и традиционные литературные мотивы и образы), умение работать с мнением оппонента, формирование собственной критической точки зрения и, следовательно, активное формирование внутреннего редактора.
Помимо главной задачи — формирования читательской культуры — Е.С. Абелюк поставила несколько методологических, которые, на ее взгляд, будут способствовать лучшему пониманию текста в частности и личности читателя в целом:
Начать формировать себя (и своих учеников) как опытного, профессионального читателя четвертого уровня ответом на вопрос: «Что такое чтение? Для чего я читаю?»
Здесь особо отметим, что Е. С. Абелюк выстроила определенную «вертикаль читательской культуры», расположив читателя на трех ступенях согласно его уровню его читательской культуры:
- читатель неопытный: «… неофит, едва поспевающий за сюжетом и не особенно озирающийся по сторонам»;
- читатель размышляющий: «читатель, который вдруг начинает замечать кое-что помимо сюжета»; именно здесь он задает вопрос «почему?», потому что начинает задумываться, размышлять, рассуждать;
- читатель обнаруживающий, который услышал «словесный текст как хороший клиницист пациента», который сумел обнаружить, что «произведение для него — художественное и концептуально значимое целое: авторский замысел такому читателю видится в сопряжении разных и неповторимых особенностей текста»;
- читатель профессиональный, с «широким читательским кругозором», который «воспринимает литературное произведение в историческом и культурном контексте — в перекличках с другими произведениями того же автора или произведениями его предшественников и современников».
Необходимо создать словник культурных концептов советского периода (поскольку большинство текстов, изучаемых в школе, написано именно в этот период).
Актуализировать роль совместного чтения с детьми как в семье, так и в школьном пространстве, используя при этом все возможные практики, в том числе практику создания комментария.
В качестве примеров текстов и книг с комментариями можно привести:
- Ю. М. Лотман. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Л. В. Рожников. Подробный иллюстрированный комментарий к роману «Евгений Онегин».
- И. Н. Сухих. Комментарии к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- С. В. Белов. Ф. М. Достоевский. Энциклопедия.
- Лермонтовская энциклопедия / под ред. В.А. Мануйлова.
Другие статьи автора
- Занятия с одаренными школьниками на уроках литературы
- Личные истории о великом: книги о Великой Отечественной войне для детей
- Книжная рекурсия: 11 книг про книги
- В преддверии итогового сочинения: универсальные тексты
- 7 книг о Пасхе и пасхальном чуде: обзор
- Создаем поликультурную среду на уроках литературы: примеры произведений и работ учащихся
- В преддверии итогового сочинения: методические подсказки
Статьи по теме
- Церемония награждения победителей и призеров Всероссийского конкурса медиапроектов “Страна Читалия-2019”
- 7 книг для развития креативного и творческого мышления
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам “Педагогической эвристики” В.Соколова”)
- Три вредные читательские привычки и два способа от них избавиться
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- 5 пороков команды
- Summary на книгу Билла Макгоуэна и Алисы Боумэн “Идеальный слог. Что и как говорить, чтобы вас услышали”