Проблемные вопросы на интегрированных уроках литературы

Учитель русского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа № 35, г. Астрахань
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы, педагогика

Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, прежде всего предметов гуманитарного цикла, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов.

Одним из видов уроков литературы являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одними из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. Литература является наиболее объединяющим предметом учебной системы.

Интегрированные уроки по литературе – это попытка, используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о литературном наследии человечества.

Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.

В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях. Обществознание, история, география, химия, математика и т.д. – все они связаны с литературой в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только поэтами, писателями, драматургами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды проза и поэзия.

Литература и география

Предельна близка к литературе география. Однако использовать географические знания в преподавании литературы надо творчески.

Пример №1. Учащиеся приступили к изучению темы Древнерусского литературного творчества.

Задание: Учитель предлагает показать на карте путь войска князя Игоря на битву с половцами, пути сбора дружины князя Игоря.

Трудность:  Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос.

Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии, к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока  (волок – «место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

Литература и история

«Литература и история – близнецы-братья» – так можно перефразировать стихи В.В. Маяковского.

К примеру, «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Полтава» А.С. Пушкина, «Воина и мир» Н.Н. Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.

Пример№2. На интегрированном уроке в 11 классе на тему «Октябрьская революция 1917 года. Как это было?» (на основе исторических материалов и поэмы А. Блока «Двенадцать») ставим центральные проблемные вопросы, которые активизируют у учащихся мотивы познавательной деятельности:

  • Был ли неизбежен Октябрь? Каково отношение Блока к революции?
  • Какой представлена Октябрьская революция в исторических материалах и в поэме А.Блока «Двенадцать»?
  • Как передаёт противостояние социальных и политических сил учебник истории и блоковское произведение?

На основе технологии встречных усилий учителя и ученика, историк организует диалог по таким понятиям, как:

  • общенациональный кризис в России; восстание (массовое вооружённое выступление);
  • революция (коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего общества и политического строя и передаёт власть в руки передового класса).

Учитель литературы проводит выборочное чтение дневниковых записей А. Блока 1917 года, свидетельствующих о том, что первая восторженность о случившимся историческим событием прошла.

Учитель литературы и учитель истории выступают в роли консультантов, а затем включатся в дискуссию, которая создаёт условия обратной связи, предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.

Литература и изобразительное искусство

Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчётливостью, позволяют учащимся конкретно представить личность писателей, портреты героев, быт, обстановку действия, картины жизни, исторических лиц и историческую эпоху в целом.

Начиная с 5-го класса, ученики ведут диалог у портрета писателя.

Пример №3. Этот вид работы проводится в нескольких направлениях в порядке нарастающей трудности или расширения компетентностей учащихся. Если в младшем возрасте дети больше рассказывают о жизни и творчестве, то в старшем возрасте они готовы проводить серьёзную работу с предметом живописи.

Чехов

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьезный Чехов.
Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грезой. Смех их притушен.
И сквозь улыбку мукою прожжен
Удел людей разнообразных цехов.
Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает нам вишневый сад,
Где чувства стали жертвой жалких чувствец…
Как подтвержденье жизненности тем —
Тем пошлости — доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин
1925 г.

К 9-ому классу учащиеся способны вести аналитическую работу и представить личность писателя на основе творчества и портрета.

Работа на интегрированных уроках способствует формированию таких умений, как сравнивать, анализировать, извлекать нужную информацию, определять причины поступков героев. Опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка в практике являются условием формирования обобщённых знаний и способов деятельности учащихся при интегративном обучении.

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *