Во многих странах нейронаука и нейродидактика с каждым днём играют всё большую роль в учебных заведениях, стремящихся оптимизировать свои учебные процессы. Ведущее значение в обучении ребенка приобретает осмысленность данного процесса для самого ребенка и для его учителя. Данный вопрос касается использования в процессе обучения непосредственного опыта ученика, включения в учебный процесс важных и значимых для ученика событий, понятных ему, и осмысленных категорий.
Поэтому тематика занятий должна быть непосредственным образом привязана к ребенку, его интересам, жизненным ситуациям и увлечениям.
Традиционные методы обучения заменяются новыми формами:
-
- обучение на альфа-уровне, основанное на стимулировании волн мозговой активности при помощи света и звука, улучшающем способность к научению и запоминанию;
- метод Р. Каллана, заключающийся в преподавании иностранного языка посредством погружения в языковую среду с минимальным использованием родного языка. Основа метода -диалог между преподавателем и учеником, развивающий его рефлексивную реакцию, автоматизм и способность мыслить на иностранном языке;
- • методика «Генки» (японское слово, обозначающее «забавный, живой, энергичный»), позволяющая преодолеть языковой барьер в обучении иностранным языкам благодаря вовлечению учащихся в игру, созданию развлекательной атмосферы, реализации коммуникативного и личностно-ориентированных подходов;
- электронное обучение (eLeaming), предполагающее широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
- суггестопедия, предложенная Г. Лозановым и базирующаяся на использовании в игровой форме техники внушения для активизации подсознания и сверхпамяти на фоне специально подобранного музыкального сопровождения;
- прямой метод, заключающийся в установлении непосредственной связи слов и грамматических форм иностранного языка с их значением без использования родного языка;
- дистанционное обучение, которое базируется на онлайнинструкциях и требует высокой мотивации обучаемого;
- метод Берлица, методика Э. Дорон.
Первостепенное значение в нейродидактике имеют индивидуальные способности обучаемого, так как они являются основой процесса развития личности и расширения горизонтов познания, а также яркие эмоциональные способы проведения занятий. Разнообразие существующих нейропедагогических
методик позволяет постоянно вносить в образовательный процесс новое, тем самым вызывать эмоциональное отношение к процессу обучения.
Следует обратить особое внимание на то, что нейропедагогика определяет процесс обучения не как особый вид деятельности человека, а как процесс развития головного мозга, его «обучение».
На данный момент в качестве факторов, влияющих на нейрообразование, выделяются следующие:
- нейропластичность (пластичность мозга) – открытие в области нейронауки, согласно которому человеческий мозг подвижен, «пластичен», способен адаптироваться на протяжении всей жизни, при это соответствующая стимуляция способствует постоянному возникновению нейронных связей;
• зеркальные нейроны – группа мозговых клеток, активизирующихся при выполнения какого-либо действия или наблюдении за выполнением этого действия, этот же принцип актуален и в деле проявления эмоций, поэтому принято считать, что зеркальные нейроны являются основной эмпатии и умения взаимодействовать с людьми;
• взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов, которая диктует необходимость управления эмоциями для того, чтобы они способствовали развитию эффективности обучения;
• расстройства обучения – особенности развития, которые предполагают персональный подход к обучению применение особых нейропедагогических инструментов для решения таких расстройств;
• совместное влияние генетических факторов и жизненного опыта, которые являются определяющими факторами развития.
Нейрообразование – это не только для педагогов, но и для родителей.
Родители — важнейшая опора в воспитании и образовании детей. Знания о функционировании головного могза помогут им установить с ребёнком эмоциональную связь и наладить воспитательную работу. Родители смогут мотивировать детей к обучению, полностью раскрыть их потенциал и поддерживать оптимальный уровень психического здоровья.
1. Улучшайте обучаемость детей, повышая их самооценку
Признание умений и способностей детей будет мотивировать их прилагать усилия и учиться.
2. Не пресекайте креативность детей
Как развивать и как поддерживать, как не упустить этот самый важный момент.
3. Помогайте им применять знания в реальной жизни
4. Убедитесь, что Ваш ребёнок отдыхает качественно
5. Физически-активный образ жизни помогает учёбе
Физическая активность способствует повышению обучаемости. Если Вашему ребёнку нравится двигаться в процессе учёбы или запоминания чего-либо, разрешите ему это делать. Это поможет ребёнку расслабиться и лучше освоить материал.
Самое главное, в случае возникновения трудностей с обучением как дома так и в школе, понять, с какими именно проблемами мы имеем дело, какие трудности испытывает ребёнок и как работает его мозг.
Другие статьи автора
- Учебный кроссворд: как и где составить
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
Статьи по теме
- Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Подкасты на русском языке для носителей и изучающих
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- “Мы идем в поход”: урок русского языка для детей-билингвов (5-7 лет)