Приёмы скорочтения

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Скорочтение — это навык, позволяющий быстро воспринимать текстовую информацию. Главный его принцип не просто скорость чтения, а способность понимать смысл прочитанного материала, воспринимая его быстрее и увереннее.

Это интересно!

Что является важным в этой информации?

Осознанное чтение. Девушки полностью усваивали прочитанную информацию, хотя скорость чтения очень высокая.
«Некоторые книги следует пробовать, некоторые — проглатывать, и только немногие— пережевывать и переваривать» – говорил Фрэнсис Бэкон. Современные дети все больше времени проводя с гаджетами, к сожалению, книги читать не любят. По этой причине скорость чтения многих учеников низкая, как следствие – много времени тратят на выполнение домашнего задания. Ведь в любом учебнике прежде чем выполнить задание, нужно прочитать инструкцию. Не говоря уже о текстах на уроках литературного чтения, географии, истории и т.д. Чтение — одно из базовых умений. Низкая скорость чтения – следствие многих причин. Взрослому важно понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.

Скорочтение— это навык, поддающийся развитию. При этом очень важно осознавать, что для эффективности необходимо развитие трех составляющих:

Для увеличения скорости чтения существует много эффективных и интересных приёмов, которые можно использовать на уроках, занятиях и на индивидуальных занятиях.
В настоящее время есть много пособий по скорочтению. Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и подходят для развития быстрого способа чтения.

Приёмы при обучении скорочтению

1. «Полубуковка» (разные варианты: прочитать по верхней или нижней части слов)
2. Читать только черные буквы.
3. Текст повёрнут от читающего на 90 градусов.
4. Слитное чтение
5. Прочитать текст вверх тормашками.
6. В тексте отсутствуют некоторые буквы.
7. Прочитать текст задом наперед.
8. Прочитать текст с перемешанными буквами.
9. Прочитать текст без гласных букв.
10. Прочитать текст с «вращающимися» буквами.
11. Прочитать «зашумленный» текст (через решётки или паутинки).

Ниже приведены несколько приёмов на примере одного и того же текста

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером рекомендуем сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

Приём «Полубуковка» (скрыта верхняя часть текста).

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками, поэтому с самых первых уроков изучения букв учитель строит работу над запоминанием графического образа букв, особенно букв с похожими элементами. Часто в прописях авторы вводят данное упражнение «Полубуковка» с отдельными буквами. Выполняя упражнение «Полубуковка» с текстом, стоит еще одна важная задача – понять не только какая буква скрыта, но и написанное слово, а главное в ходе прочтения понять смысли предложения и всего предложенного текста.

Приём «Убери лишние буквы»

В тексте жирным шрифтом выделены те буквы, из которых состоят нужные слова текста. Но между ними есть лишние буквы. Ребенку сложно не обращать внимание на них. Он должен сконцентрировать внимание только на выделенных словах – это трудно! В результате деятельности происходит процесс синтез – это метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведе́ние в единое целое данных, добытых анализом. В данном случае ребенок соединяет в единое целое слово. Важно при выполнении данного задания, чтобы ребенок не зачеркивал эти буквы ручкой или карандашом, а пытался прочитать слова сразу. Увеличение скорости чтения и происходит за счет развития синтетических процессов. Чаще всего необходимо это задание выполнять несколько раз с одним и тем же текстом.

Приём «Вверх тормашками»

Данный приём является достаточно трудным для детей. Во-первых, необходимо читать, начиная с нижней строки и постепенно поднимаясь вверх. Во-вторых, не слева направо, как обычно, а справа налево. В результате происходит развитие межполушарного взаимодействия.

Приём «Собери слова»

Данный приём очень трудный для ребенка. Ребенку нужно составить слова из смешанных букв. Конечно данное упражнение можно давать ученикам лишь после того, как дети научились собирать отдельные слова из предложенных букв. Причем сначала учитель предлагает самые короткие слова, состоящие из 3-х букв, потом 4-х букв и постепенно увеличивая количество букв загаданного слова. Очень эффективно задание наоборот, когда ребенок сам «рассыпает» загаданное слово и предлагает одноклассникам разгадать его. Затем можно перейти к коротким предложениям, также увеличивая количество слов в каждом предложении, а затем уже к тексту. Для того чтобы трудность задания не погасила интерес ребенка, можно предложить знакомый текст ученику – отрывок из знакомой сказки, стихотворения и т.д. Затем можно усложнить: предложить текст больше по объёму, не известный ученику текст.

Описанное занятие тренирует ум, абстрактно-логическое мышление и память мозга. Улучшает концентрацию внимания, развивает оперативность обработки полученной информации, креативность. После систематических тренировок мозг научится быстро анализировать и находить нужные решения. Такие задания направлены не только на увеличение скорости и и формирования правильного чтения, но это еще и интересный досуг для ребенка. Данные упражнения активно тренируют мозг ребенка, развивает абстрактно-логическое мышление и память, улучшает концентрацию внимания, развивает оперативность обработки полученной информации.

Предложенные упражнения не должны занимать много времени на уроке. Дети должны выполнять их «с удовольствием», не до усталости. Именно поэтому их нужно использовать на уроках вместо «пятиминуток». Возможно использование на уроке учениками разных заданий «по желанию», «любимое упражнение», а также одного и того же задания со всеми обучающимися, в последующем строя работу по прочитанному тексту.

Статьи по теме

One thought on “Приёмы скорочтения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *