RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Для ученика содержание учебного материала остается непонятным, если он не владеет специальными приемами, позволяющими работать с информацией. В данном случае большую помощь могут оказать приемы технологии критического мышления.
Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
- Данный прием хорошо отработать на уроках применения знаний и повторения материала. Так как данный прием предполагает наличие глубоких знаний по заданной теме.
- Направлен на способность рассматривать тему с разных точек зрения; активизацию навыков письменной речи.
Этапы подготовки урока:
I этап – выбрать интересную тему.
Пример: “Интонирование текста” (Риторика), “Стили речи” (Русский язык), “Афанасий Фет. Лирика” (Литература-10 класс).
II этап – знакомим обучающихся с табличкой РАФТ
III этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, то есть социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).
IV этап – Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
V этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
VI этап – Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, то есть главные идеи, которые будут затронуты в них.
VII – Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов.
При этом нужно объяснить им, что важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.
Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам.
VIII – Работа учащихся с текстами, параграфами, источниками, дополнительными материалами, фильмами, художественными тестами.
IX – По завершении этого задания предлагаем в малых группах самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты и зачитать их.
Учитель слушает и вместе с учениками обсуждает: достигнута ли цель урока. Делаем выводы.
Так же Этап создания текста можно отдать на Домашнюю самостоятельную работу.
Данный метод можно применять и в начальной школе на уроках Литературного чтения.
Например, на занятии по теме: “Люблю природу русскую”, обращаясь к лирическим стихотворениям С.Есенина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, предложить ученикам придумать себе образ и прочитать стихотворение в конкретном образе, конкретному персонажу, с определенной интонацией.
Стихотворение “Береза” Сергея Есенина .
Роли: поэт, знаток творчества Есенина, поклонник
Аудитория: посетители музея Сергея Есенина, жюри конкурса чтецов, мама
Форма: стихотворение.
Тема: “Береза” Сергея Есенина.
Ученики в течение 7 минут практикуются в выразительном чтении, интонировании и логическом ударении, а потом выступают перед той аудиторией и в той роли, которую репетировали. Остальные слушатели угадывают роль чтеца и его аудиторию. Задают вопросы.
Вопросы удобно формировать с помощью Кубиков Блума.
Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать событиям.
Другие статьи автора
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Мифы воспитания: наука против интуиции (саммари книги По Бронсона и Эшли Мерримен)
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
Статьи по теме
- Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- 6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов
- Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
- Технологическая карта образовательного квеста на примере литературного моноквеста: «Гоголь путешествует во времени»