Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета
Эксперт: Центра современных образовательных технологий, сертифицированный старший тьютор программы "Intel: Обучение для будущего", Google certified teacher

Чтение художественного текста не может ограничиваться простым считыванием смыслов. Но как изумить ученика? Как показать ему высоту мастерства писате-
ля? Как открыть ему достоинства классических текстов?

Одним из таких способов является перечитывание.

Существуют различные методики перечитывания текста, но большинство из них отличается высокой трудозатратностью (при тотальном перечитывании) или низкой эффективностью (при беглом прочтении). Современные информационные системы дают возможность сделать даже кратковременные возвращения к прочитанному тексту одновременно интересными и эффективными.

Одним из таких инструментов может быть назван Национальный корпус русского языка, разрабатываемый группой российских ученых при поддержке компании Яндекс.

Что такое Национальный корпус русского языка

Корпус – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на некотором языке в электронной форме. Национальный

корпус представляет данный язык на определенном этапе (или этапах) его существования и во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и
социальных вариантов и т. п.

Важно понимать, что Национальный корпус – это не электронная библиотека, а средство поиска слов, словосочетаний, грамматических и синтаксических конструкций и т.д.

В настоящее время Национальный корпус русского языка состоит из 12 корпусов:

  • основной;
  • синтаксический;
  • газетный;
  • параллельные корпуса;
  • диалектный;
  • поэтический;
  • обучающий;
  • устной речи;
  • акцентологический;
  • мультимедийный;
  • мультипарк;
  • исторический.

Несмотря на свое предназначение для лингвистов, исследующих историю слов и грамматических конструкций, корпус представляет ценность для
всех исследователей русской культуры, выразителем которой является язык.

Как искать в Национальном корпусе русского языка?

В рамках общего образования акцент обычно делается на прочтении, пересказе, обсуждении и анализе на уровне проблематики и композиционных приемов.

Между тем, литература – это искусство слова, поэтому очень важно, чтобы учащиеся видели словесную ткань и осознавали, каким образом она
взаимосвязана со смыслами и ощущениями, рождаемыми текстом.

По заглавию

Заглавие текста не только выражает его основную мысль или направляет восприятие текста в определенное русло, оно также может находиться в очень сложных отношениях с самим текстом.

Например,  заглавие «Гроза» в тексте пьесы А. Н. Островского.

Для исследования вопроса нам необходимо зайти на страницу основного корпуса (http://ruscorpora.ru/search-main.html) и выбрать гиперссылку
«задать подкорпус» (вверху справа). В открывшемся окне «Выбор подкорпуса», в графе «Название» мы вводим без кавычек название пьесы, а в графе
«Автор текста» фамилию и инициалы имени и отчества ее автора (без точек, разделяя пробелами). Затем нажимаем кнопку «Далее» внизу страницы.

После этого нужно проверить, правильно ли выбран текст, который войдет в подкорпус, и сохранить его (кнопка «Сохранить подкорпус и перейти к странице поиска»).Теперь мы создали подкорпус, включающий в себя только текст «Грозы». Хотя страница поиска будет идентична странице поиска в основном корпусе, дальнейший поиск будет осуществляться исключительно в тексте пьесы.

Итогом поиска являются 17 примеров (если ввести слово гроза – 15 примеров), один из которых мы исключаем, т. к. он взят из заглавия.

По именам и наименованиям

Корпус дает возможность выявить внутритекстовые словесные взаимосвязи. Но надо понимать, что они присущи далеко не всем именам, т. е.
этот метод не является ни исчерпывающим, ни универсальным, он актуален только в единичных случаях, но именно в тех, когда другие методы не срабатывают.

Например, попробуем рассмотреть отражение в романе фамилии  Раскольникова.

Очевидно, что фамилия Раскольникова отсылает нас к семантике раскола. Но как это отражено в романе?

Техническая трудность подобного поиска состоит в том, что эта фамилия упоминается в романе очень часто, и в выдаче мы можем не заметить другие слова. В корпусе подобные ситуации предусмотрены, нам нужно ввести фамилию Раскольников в список исключений. Для решения проблемы нам необходимо в графе «Слово» лексико-грамматического поиска ввести сначала «раскол*», а затем, после пробела,«-раскольников*» (здесь мы тоже ставим звездочку, чтобы исключить упоминания как Родиона Раскольникова, так и Дуни Раскольниковой), причем, между дефисом и фамилией героя пробел ставить нельзя. Запрос будет выглядеть следующим образом: раскол* -раскольников*.

В итоге мы получаем единственный пример – это «расколотое блюдечко», где Раскольников берет «кусочек мыла», чтобы отмыть себе руки
после преступления. Расколотое блюдечко становится одной из тех «мелочей», к которой «прилепляется» герой, «забывая о главном», т. е. о своем ужасном плане.

Перед нами одна из важных деталей, с помощью которой автор ведет диалог с читателем, выражая свое отношение к мыслям и поступкам героя, и эта де-
таль напрямую коррелирует с фамилией героя.

По идее или концепту

Наименования идей и концептов, многократно повторяющиеся в разных контекстуальных ситуациях, могут раскрывать авторское отношение к самим идеям и концептам.

В основе теории Раскольникова лежит деление людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Попробуем рассмотреть функционирование в романе первого из приведенных словосочетаний.

Форма лексико-грамматического поиска предполагает введение слов в начальной форме. Введем в качестве первого слова право, в качестве второго – иметь. Если мы зададим эти параметры, то обнаружим в результатах поиска 9 примеров. Но тогда сюда не попадут примеры с отрицательной частицей («права не имею») и с другими словами, вклинивающимися в это словосочетание («право такое иметь», «право, наконец, имеешь») и др.)

Также надо учитывать, что в тексте встречается обратный порядок слов (не только «право иметь», но и «иметь право»), поэтому мы должны составить запрос так, чтобы обратный порядок слов тоже учитывался. Для учета подобных факторов на странице поиска предусмотрены окна, позволяющие настроить расстояние между словами внутри словосочетания, причем, обратный порядок слов задается отрицательным
числом.

По деталям

Роль художественной детали в понимании художественного текста очень велика. Халат Обломова, сирень, которую он дарит Ольге Ильинской,
шляпа Раскольников, бинокль Червякова и т. д. Корпус позволяет преодолеть границы отдельного эпизода и рассмотреть функционирование детали
во всем тексте или в творчестве писателя.

Например, через серию упоминаний халата в романе «Обломов» можно проследить эволюцию главного героя. Для этого мы создадим подкорпус
с текстом романа и сформируем запрос для лексико-грамматического поиска – введем слово халат.

Как интерпретировать результаты

Когда мы работаем только с языковой спецификой (например, выясняя цвет сумерек в русской поэзии), то представленных фрагментов, как правило, будет достаточно – мы легко выделим и сможем систематизировать обнаруженные нами цветовые характеристики. Но для литературоведа чаще всего очень важен широкий контекст слова – его место в сюжете и в системе образов произведения.

К сожалению, фрагмента, приведенного в результатах поиска, иногда оказывается недостаточно, чтобы понять, из какой части текста он взят, кому принадлежит прямая речь, на какие слова отвечает герой и т. д. Поэтому для привлечения контекста целесообразно обращаться к полной версии произведения.

Корпус не дает готовых ответов, но он дает почву для размышлений. Он бесполезен, если не прочитан текст, но он может стать стимулом к его прочтению.

Как организовать работу с корпусом языка

  • Фронтальная работа, когда все ученики выполняют одинаковые задания.

Такая работа может быть оправдана только на этапе ознакомления с корпусом, т. к. позволит учителю оперативно выявлять и устранять пробелы
и проблемы в понимании учениками законов функционирования корпуса.

Например, устройте состязание, кто из учеников (или какая группа, т. к. за компьютером, вероятнее всего, будут сидеть 2-3 человека) быстрее всех и
точнее всех выяснит, для каких героев романа «Преступление и наказание» характерна дрожь.

  • Распределение работы по группам или по индивидуальным исполнителям с последующим обсуждением полученных результатов и обменом опытом.

Первый сценарий предполагает распределение единого задания, когда это задание разбивается на части, и группе поручается выполнить определенную часть.

При всей привлекательности такого сценария технически осуществить его очень трудно.

Второй сценарий предполагает, что у каждой группы или индивидуального исполнителя будет свое задание, разработанное учителем.

Например, выясняя употребление в романе сочетаний «право + иметь», «иметь + право» и слов с корнем «дрож*» можно прийти к сходным выводам о незаметном, но отчетливом выражении авторского отношения к героям, состоящего в опровержении через детали теории Раскольникова.

Однако,как и в первом сценарии, у нас возникает проблема неравномерности количества примеров в разных заданиях.

Третий сценарий, когда группы или индивидуальные исполнители сами формируют и выполняют свои задания, потому что в наибольшей степени возможностям корпуса соответствует проектно-исследовательская работа учащихся, которая легко может перерасти в полноценное научное исследование.

В третьем сценарии тоже встает вопрос о временной организации, но здесь уже будет больше вариантов, и они будут выбираться совместно учителем и учащимися.

Результатом такой работы может быть исследовательский тупик, если задание сформулировано неправильно или неудачно, в таком случае, учите-
лю придется выяснять и объяснять причины обнаружившегося тупика и совместно с учащимися искать выход из положения.

Другим неожиданным развитием событий может быть научное открытие. Поскольку корпус является новым исследовательским инструментом,
он дает возможность посмотреть на художественные тексты под таким углом зрения, под каким раньше на них никто не смотрел.

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме

One thought on “Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка

  1. ЛИСТАЯ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
    В рамках III международной дистанционнуй практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» участвовала в мастер-классе А. В. Матюшкина «Вслед за словом» (Электронные инструменты обучения исследованию художественного текста)”. Инструментарий работы с текстом с использованием Национального корпуса русского языка применила к слову «сумерки» в поэтическом подкорпусе.
    Меня заинтересовал вопрос, связанный с употреблением поэтами глаголов в сочетании со словом «сумерки».
    Что «делают» сумерки (глаголы: вид и время)
    На землю сумерки сходили…
    А. А. Блок. «Я вышел. Медленно сходили…» (1901.01.25)
    Мерцают сумерки в лимонных / И апельсиновых садах
    К. Д. Бальмонт. Сумерки [Четверогласие стихий] (1900.03.05)
    Сумерки быстро на землю спустились…
    А. А. Блок. Роза и соловей (1898)
    А сумерки длятся ― и нет им конца!
    М. Лохвицкая. «Зачем так бледна я, зачем холодна я…» [Зимние песни, 1] (1896−1898)
    Распространялись сумерки…
    Я. П. Полонский. Мечтатель (1890−1898)
    Сумерки шире спадали…
    К. М. Фофанов. «Сумерки шире спадали…» (1898)
    …сумерки на землю сходят рано…
    А. М. Жемчужников. Вечерняя прогулка в октябре [Сельские впечатления и картинки. Серия вторая. Осенью, 3 ] (1890.10.14)
    Ложились сумерки…
    С. Я. Надсон. Отрывок (1884)
    И сумерки спуститься не успели, Как всё ― в снегу, куда ни поглядишь…
    А. М. Жемчужников. Снег (1878.11.06)
    Погасают сумерки сквозь тучи…
    А. Н. Майков. Слово о полку Игореве (1866−1870)
    Еще и сумерки, идя от щели к щели, / В прозрачной темноте растаять не успели…
    К. К. Случевский. В пути. Вечер на лемане (1860)
    Уж сумерки повисли над землей…
    А. Н. Апухтин. Зимой (1855.01.06)
    Из-за дерев румянится закат, / И сумерки задумчиво висят / Во глубине небес…
    Н. Ф. Щербина. Болезни (1845.08.21)
    Настали сумерки, и меркнут небеса…
    А. П. Сумароков. Мелита (1774)
    И сумерки приходят прежде, / чем вечер наступает…
    Л. Н. Мартынов. Тьма вопросов (1977)
    Тускнеет склон большого дня,/ наплыли сумерки в низину…
    Г. С. Семенов. «Тускнеет склон большого дня…» [Сыну Никите, 1] (1967−1969)
    Новые сумерки следуют, / День убавляется в росте…
    Б. Л. Пастернак. Зимние праздники (1959)
    Сумерки бродят за каждой сосной / В шорохах позднего гула
    Вс. А. Рождественский. «Жарко рябины взметнулся костер…» (1957)
    Так начинался марш./ Над Ладогой / Сгущались сумерки.
    Д. Л. Андреев. Ленинградский апокалипсис (1949−1953)
    Проходят облака, теснясь, как гурт овечий, / Густеют сумерки, полночных тайн предтечи…
    Г. В. Голохвастов. Предвестия (1903−1952)
    Уже сгустились сумерки. Кругом / Ночные птицы жалобно кричали.
    Н. А. Заболоцкий. Лодейников (1932−1947)
    Уже лежали сумерки в низине ― / деревья одичали и кусты / набухли неразборчивостью синей
    Г. С. Семенов. «Не торопясь, он выстрелил в меня…» (1942−1944)
    Так ясно вижу я: ты пишешь, за окном / Синеют сумерки, потрескивает печка
    Вс. А. Рождественский. «Ко мне пришло письмо по почте полевой…» (1942.03.05)
    Сумерки клубились, чуть синея / Меж деревьев черных
    Вс. А. Рождественский. Полнолуние (1940)
    Сумерки сгущаются, / ноют провода
    О. Ф. Берггольц. «Вечерняя станция…» (1935)
    Сумерки садились, / Было ветрено…
    А. А. Прокофьев. Разговор другого порядка [Два разговора с П. М. Быковым, 2] (1930)
    Сумерки подступают, / Вечер встает над Москвою, / По трафарету окрашен / В синее и голубое.
    М. А. Светлов. Площадь Дзержинского (1930)
    Сжимались сумерки. Из дупел / гнилых теней текло сырцой…
    Г. Н. Оболдуев. «По взморью рыжего заката…» (1924.09.05)
    Закат грядет, и меркнет пламя дня, И сумерки крадутся, словно воры…
    И. Н. Голенищев-Кутузов. «Веселою старушкой в шушуне…» [Miss Destiny, 2] (1924)
    Как старость мирная за юностью счастливой, / Нисходят сумерки за утомленным днем…
    К. М. Фофанов. За городом (1888.05.15)
    Дышат сумерки неясные, / Смотрят звезды с высоты…
    К. Д. Бальмонт. Серенада [Млечный путь] (1903)
    Когда последний луч погас, / На небо сумерки взошли / И звезды бледные зажгли
    С. М. Городецкий. Стихи о святой любви (1907)
    Наплывали сумерки осенние, / Фонарей не видать, не светятся, / Ни души кругом, тишина да мгла
    З. Н. Гиппиус. Гость (1920)
    Спрессовались на улице сумерки, / Стало всё мне кругом незнакомо…
    Н. А. Кузнецов. После работы (1922)

    Таким образом, можно сделать вывод, глаголы в метафорическом описании сумерек применяются поэтами как олицетворения:
    — биоморфные (сходили, спустились, сходят, ложились, спуститься, повисли,
    следуют, бродят, лежали, садились, подступают, взошли, крадутся, дышат);
    — синтезия (синеют, погасают, мерцают, клубились);
    — географические (длятся, распространялись, наплывали);
    — метеорологические (растаять, настали);
    — технические (спрессовались, сгущались, густеют, сгустились, сжимались).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *