Учебник «Русская литература: периоды и стили» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ предлагает для текстуального изучения поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Авторы учебника дают достаточно обширный материал, повествующий об истории создания произведения и дающий исчерпывающую характеристику главного героя как романтической личности, стремящейся к свободе, воле.
Наша цель заключается в другом: правильно выстроить систему заданий, чтобы в условиях дефицита времени, отведенного на изучение поэмы, глубоко и всесторонне погрузиться в художественный мир, созданный автором, вдуматься в текст и понять, чем так необычен Мцыри.
Вопросы и задания разделены на две группы:
- первая – называется «Вопросы и задания»;
- вторая – «Самостоятельные и творческие задания».
Сначала учащиеся выполняют задания обязательного уровня, который еще называют минимальным. Поэтому их должны выполнить абсолютно все учащиеся.
Задания обязательного уровня
- Определите тему и идею поэмы «Мцыри».
- Как части поэмы взаимосвязаны между собой? Составьте план поэмы.
- Расскажите о трех днях жизни Мцыри на воле. Как сам герой оценивает свои поступки?
- Докажите конкретными примерами, что Мцыри не смирился с жизнью в монастыре. Какие качества души и характера в нем проявляются?
- Используя выразительные средства языка, расскажите о битве с барсом.
- Каково завещание Мцыри? Соответствует ли оно правилам изображения романтического героя и действительности?
- Выучите понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.
Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:
В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем. Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам. Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.
Самостоятельные и творческие задания
Задания повышенного уровня:
При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?
Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?
Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.
Приведем пример викторины:
- Где расположен монастырь?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь».
- Откуда взят эпиграф к поэме?
- Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной» - В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
«Он был, казалось, лет шести…» - Что является символом свободы в поэме?
- Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
- Почему Мцыри оставляют в монастыре?
- Кого после своего побега вспоминает Мцыри?
Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.
Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.
Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.
Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.
Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:
Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках.
Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц слетал пугливый рой.
Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.
Учитывая специфику школьного предмета, задания по теории литературы выносим отдельно.
Задания по теории литературы:
1. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы Пушкина «Цыганы»? В чем их сходство? Дайте развернутый письменный ответ.
2. Найдите в тексте те художественные элементы, которые способствуют раскрытию образа романтического героя.
Задания для самостоятельной работы
Самостоятельные задания рассчитаны, в первую очередь, на тех учащихся, которые испытывают неподдельный интерес к чтению литературных произведений, что является нетипичным для подростков, живущих в техногенный век. Выполнение заданий должно поощряться со стороны учителя выставлением хороших оценок в журнал. Может быть, это будет стимулом для остальных учащихся к выполнению самостоятельных заданий.
Примеры заданий:
1. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Беглец». Раскройте смысл заглавия произведения. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»?
2. Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».
3. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Кавказский пленник». С помощью каких средств раскрывается образ романтического героя?
4. Какое значение имеет эпиграф к поэме «Кавказский пленник»? Можно ли использовать его в качестве эпиграфа к другим романтическим поэмам Лермонтова?
Творческие работы
Вершиной учебных заданий являются творческий уровень, поэтому такие задания помещаются нами в самый конец, чтобы учащиеся, восходя по ступенькам заданий, видели, в чем же заключается истинный смысл изучения текстов художественных произведений, чтобы они понимали: они способны создать небольшую творческую работу, уникальную, неповторимую, единственную.
Такой труд будет отмечен всеми: учителем (соответствующее оценивание сочинения) и товарищами по классу (молчаливое или явное одобрение). Но самое главное заключается в другом – это творческое удовлетворение самого учащегося, который справился с самым трудным и сложным заданием – творческим.
Пример творческого задания
Напишите мини-сочинение на тему «Байронический герой романтических поэм Лермонтова».
Вывод: предложенная система работы с заданиями к тексту художественного произведения, не всегда может быть реализована. Это зависит от многих факторов: нехватки учебного времени, невысокого уровня успеваемости учащихся в классе, необеспеченности всеми компонентами УМК, неопытности учителя и др. Однако наши рекомендации как раз и направлены на повышение качества учебного процесса и показ возможный путей совершенствования учительского мастерства.
Читать статьи автора:
6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)