Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе

Aвтор материала: Коваль Надежда Алексеевна -
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ Верейской СОШ №1 Наро-Фоминского городского округа Московской области. Победитель районного конкурса «Педагог года-2017»; участник областного конкурса «Педагог года Подмосковья -2018» в номинации «Учитель года Подмосковья-2018».
Эксперт: муниципальной предметной комиссии по русскому языку Наро-Фоминского муниципального района по проверке экзаменационных работ учащихся 9 классов, член комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) учащихся 11 классов и член жюри по проверке олимпиадных заданий муниципального уровня по литературе

И учителя, и родители, и психологи осознают актуальность проблем, связанных с детским чтением и увеличением эмоциональной тревожности  у подростков в “цифровую эпоху”.

Учителю в работе необходимы эффективные инструменты формирования и развития таких компетенций, которые в дальнейшем станут прочным фундаментом строительства  собственной благополучной жизни учащихся.

На уроках литературы и занятиях школьного литературного кружка «Проба пера», которые я провожу, ребята достаточно легко формулируют свои мечты и цели, а вот с ценностями всё сложнее.

О ценностях трудно говорить, их нужно проживать и учиться находить в своей жизни: «Магисториум» в игровой форме позволяет соприкоснуться с этим процессом и помогает поразмышлять о том, что и как можно сделать для того чтобы стать лучше.

Настольная игра-мастерская «Магисториум» является своеобразной моделью жизненной ситуации, в которой участник переживает ценности. Мастерская построения знаний тесно переплетается с пластами самопознания, ценностными ориентирами, развивающими нравственные компетенции.

Участники игры «Магисториум» становятся авторами, которые придумывают захватывающую историю своего героя для книги “Путешествие в Магисториум, со страниц которой считывается история мира. Каждый игрок-мудрец в ходе игры накапливает мудрость, заключённую в цитатах (из русской или зарубежной классической литературы), получает за это «кристаллы мудрости» и, в завершении, создаёт на основе  свою историю (притчу).

Вебинар для преподавателей

Применение игры “Магисториум” на уроке литературы

Класс: 7 Учебник: УМК «Просвещение», В.Я. Коровина . Литература в 2 ч.
Тема урока: Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе А. Платонова «Юшка».
Тип урока: урок закрепления полученных знаний. Вид: урок-мастерская
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный иллюстративный материал, презентация, игровой набор «Магисториум»: лист для притчи ,набор цитат, игровое поле, герои-аватары, «кристаллы мудрости».

Цели:

Образование цели: знакомство с основными принципами построения рассказа-притчи ( сюжетно-композиционная организация, схематизм, творческий процесс создания притчи на глазах читателей, принцип «противоречий»), научить работать с цитатами, анализировать художественные тексты, выявлять  проблемы, поднятые в рассказе; обучение написанию сочинения-притчи.

Развивающие цели: развитие умения слушать собеседника, вести диалог,  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Воспитательные цели: воспитывать  умение осуществлять контроль своей деятельности и оценивать деятельность другого участника игры в качестве эксперта, воспитывать бережное отношение к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты)

Приветствие, постановка целей и задач урока для учащихся, распределение по группам.

 

2. Подводим к теме урока (3 минуты)

Показываем картинки на слайде.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. Помогите разобраться, на каких картинках изображена красота.

После ответов учеников переходим к теме урока через вопрос:
-А что же помогает раскрыться красоте Человека? Какая красота важнее в жизни? Как внутренняя красота раскрывается в человеке?

3. Обозначаем тему урока.

На экране – эпиграф:

-Что же помогает раскрыться внутренней красоте человека по мнению Платонова?

Ответ: Любовь.

4. Основная часть урока

С любви, красоты и мудрости начался урок.

В каждом из вас от природы заложена мудрость, поэтому каждый из вас мудрец! Поэтому сегодня попробуем поделиться друг с другом той мудростью, которая заложена в  нас. А игра «Магисториум –университет мудрости» поможет в этом.

Именно поэтому, сегодня мы выбираем с вами, согласно теме урока, факультет любви и дружбы.

Ритуалы посвящения в мудрецы:

– Ритуал мудрости (учитель предлагает отгадать загадку: ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ СЛОВО МАГИСТОРИУМ? После обсуждения каждыйученик получает первый кристалл).

-Ритуал выбора (каждый выбирает фигурку ученика-героя из игрового набора и назначается Магистром  факультета любви и дружбы)

К каждому факультету подобраны карты с цитатами из произведений литературы.
Созданы колоды карт для игры по русской классической литературе, отдельно по произведениям и высказываниям Ф.М.Достоевского, по произведениям А.П.Чехова, по произведениям А.С Пушкина, по русским народным сказкам, по детским русским и зарубежным произведениям.

Согласно теме урока использовалась колода с цитатами из произведения А. Платонова.

Ученик из группы берет карту из колоды факультета. Читает цитату  из рассказа «Юшка».

Учитель дает задание: Выделить те слова, которые для вас являются главными в цитате? Что запоминается сразу? После этого важно распределить цитату в один из тех разделов таблицы: ПРЕПЯТСТВИЕ – ВОЗМОЖНОСТИ – НОВЫЕ ШАГИ. Обоснуйте свой выбор.

Ученикам дается время на подготовку, после чего каждый по кругу делится своими ответами. 

Учитель задает вопрос: Есть ли желающие подтвердить своим опытом, примером из жизни, что выводы сделанные учениками верные?

Ученик, отвечающий на вопросы учителя первым,  выбирает эксперта, и тот рассказывает о своем опыте, ситуациях, которые подтверждают его опыт.

После того, как все участники высказались по своим цитатам, учитель раздает задание: составить притчу на Листе Магистра (шаблон листа входит в пакет игры – прим. редакции),  начиная со слов, которые уже записаны в начале раздела.

Лист Магистра, который раздается учащимся, помогает систематизировать выводы, определив 3 умения, на которые направляется обсуждение: умение обходить препятствия, умение использовать возможности, решительность делать конкретные действия на пути к мечте.

5. Завершающая часть урока

Один из Лидеров в группе, по желанию, зачитывает притчу. Остальные могут сдать свои сочинения-притчи учителю лично.

Пример притч можно посмотреть в группе “Игро-куб Магисториум”

Учитель выдает домашнее задание.

 

Вывод: формирование ценностей – важная составляющая обучения литературы в школе. Чтобы проникнуться идеей применения игры “Магисториум” на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендую книгу Эллы Киселевой “Путешествие в Магисториум”.

Игра “Магисториум” создана в Лаборатории игровых технологий. Руководитель Илья Греков, Президент Международной Гильдии психологов-игропрактиков, автор и ведущий тэта-игр, психолог (Ph.D), автор методик игровой терапии взрослых действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) создатель метода тэта-игра (theta-game) . Соавторы игры “МАГИСТОРИУМ”, члены лаборатории: Элла Киселева, Александра Муравьёва, Ольга Щигирева, Василий Кулагин ,Мария Хлюнева, Андрей Смирнов.

 

 

 

 

Статьи по теме

3 thoughts on “Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе

    1. Здравствуйте, Ирина. Позвоните по тел 89637733373. Можно заказать игру и книгу с доставкой почтой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *