Чем может помочь учителям педагогическая антропология?

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Антропология, наука о целостном изучении ребенка.

В своей истории антропология связана с именами И. Канта, Я. А. Коменского, Ж. –Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, И. П. Пирогова, которые в своих научных трудах указали на необходимость для педагогики всестороннего и полного знания о ребенке.

Следуя за первоначальными антропологическими знаниями, обучение и воспитание должны строиться на принципе природосообразности, то есть учитывать все качества ребенка.

В современной антропологии продолжается развитие взглядов ученых предшествующих эпох и человек (ребенок) представляется носителем разнообразных качеств и черт.

В человеке присутствуют сумма и сочетание трех уровней:

  • биологический (физиологические состояния и потребности, сексуальное влечение, чувство самосохранения),
  • психический (социальная сфера, потребность любви и признания)
  • духовный (поиски смысла жизни, религиозно-духовная сфера).

Педагогическая антропология

В круге антропологии выделяется педагогическая антропология, которая обращается непосредственно к педагогическим вопросам и сфере образования.

Важным положением является обращение к ребенку как к активному субъекту обучения и воспитания, который не только находится под педагогическим влиянием, но сам действует и взаимодействует с педагогом.

Также педагогическая антропология сосредоточена на вопросах социализации и социального влияние, через которое происходит развитие ребенка (этот взгляд распространен более за рубежом). Из этих позиций ребенок представляет собой объект, на который влияет педагог и проводит свою обучающую и воспитательную деятельность.

А также ребенок всегда выступает активным субъектом, который, исходя из собственных задатков и опыта, самостоятельно действует и преобразует социальные установки и ожидания.

Тезисом о социальных истоках психики обосновывается идея инклюзивного образования

В этой форме обучения видится значительный педагогический потенциал, который отвечает образовательным и социальным потребностям детей с ОВЗ и обосновывается переход к совместному обучению. О необходимости обучать «особых» детей и при этом включать их в группу здоровых ровесников писал еще Я. А. Коменский.

Создатель «Великой дидактики» полагал, что дети с ОВЗ нуждаются в обучении более, чем здоровые дети.

Это обстоятельство происходит в силу того, что при нарушениях развития дети не способны приобретать опыт, в том числе и социальный, спонтанно в естественной среде, без целенаправленной работы педагогов. Для детей с ОВЗ подобный сценарий недоступен – они нуждаются в педагогическом руководстве, учителе и определенном обучении, которое наделяет их способностью грамотно действовать среди других людей.

Также пребывание в среде здоровых одноклассников, по мнению Я. А. Коменского, для детей с ОВЗ не является неразрешимой учебной проблемой: все дети обучаются сообразно своим индивидуальным способностям – в обучении распространяется принцип индивидуализации.

В современной антропологической трактовке интеграция в среду здоровых сверстников и совместное с ними обучение предоставляет дополнительные возможности для совершенствования ребенком с ОВЗ своих био-психо-социальных качеств.

Педагогическая антропология является одним из источников, которые дают основание для разработки учебных программ и их наполнения определенным содержанием.

На сегодняшний день в педагогике России и зарубежья утвердилась позиция: учебные программы для детей с ОВЗ, обучающихся на базе инклюзии (а также в специальных школах), должны содержать «академический» компонент и социальный / социокультурный компонент, помогающий адаптироваться к текущим условиям жизни.

Антропологическое знание не имеет «прямого выхода» в прикладную сферу. Но при этом антропология задает определенные принципы, которые можно принять для более результативного обучения и воспитания. Относительно теории и практики инклюзии антропология дает дополнительное разъяснение об организации, значении совместного обучении и содержании учебных программ для детей с ОВЗ.

Таким образом, антропология (педагогическая антропология) подтверждает и дает дополнительное обоснование теории и практике инклюзии как продуктивной форме обучения, направленной на всестороннее педагогическое содействие, академические успехи и помощь детям с ОВЗ в их социализации.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *