Антропология, наука о целостном изучении ребенка.
В своей истории антропология связана с именами И. Канта, Я. А. Коменского, Ж. –Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, И. П. Пирогова, которые в своих научных трудах указали на необходимость для педагогики всестороннего и полного знания о ребенке.
Следуя за первоначальными антропологическими знаниями, обучение и воспитание должны строиться на принципе природосообразности, то есть учитывать все качества ребенка.
В современной антропологии продолжается развитие взглядов ученых предшествующих эпох и человек (ребенок) представляется носителем разнообразных качеств и черт.
В человеке присутствуют сумма и сочетание трех уровней:
- биологический (физиологические состояния и потребности, сексуальное влечение, чувство самосохранения),
- психический (социальная сфера, потребность любви и признания)
- духовный (поиски смысла жизни, религиозно-духовная сфера).
Педагогическая антропология
В круге антропологии выделяется педагогическая антропология, которая обращается непосредственно к педагогическим вопросам и сфере образования.
Важным положением является обращение к ребенку как к активному субъекту обучения и воспитания, который не только находится под педагогическим влиянием, но сам действует и взаимодействует с педагогом.
Также педагогическая антропология сосредоточена на вопросах социализации и социального влияние, через которое происходит развитие ребенка (этот взгляд распространен более за рубежом). Из этих позиций ребенок представляет собой объект, на который влияет педагог и проводит свою обучающую и воспитательную деятельность.
А также ребенок всегда выступает активным субъектом, который, исходя из собственных задатков и опыта, самостоятельно действует и преобразует социальные установки и ожидания.
Тезисом о социальных истоках психики обосновывается идея инклюзивного образования
В этой форме обучения видится значительный педагогический потенциал, который отвечает образовательным и социальным потребностям детей с ОВЗ и обосновывается переход к совместному обучению. О необходимости обучать «особых» детей и при этом включать их в группу здоровых ровесников писал еще Я. А. Коменский.
Создатель «Великой дидактики» полагал, что дети с ОВЗ нуждаются в обучении более, чем здоровые дети.
Это обстоятельство происходит в силу того, что при нарушениях развития дети не способны приобретать опыт, в том числе и социальный, спонтанно в естественной среде, без целенаправленной работы педагогов. Для детей с ОВЗ подобный сценарий недоступен – они нуждаются в педагогическом руководстве, учителе и определенном обучении, которое наделяет их способностью грамотно действовать среди других людей.
Также пребывание в среде здоровых одноклассников, по мнению Я. А. Коменского, для детей с ОВЗ не является неразрешимой учебной проблемой: все дети обучаются сообразно своим индивидуальным способностям – в обучении распространяется принцип индивидуализации.
В современной антропологической трактовке интеграция в среду здоровых сверстников и совместное с ними обучение предоставляет дополнительные возможности для совершенствования ребенком с ОВЗ своих био-психо-социальных качеств.
Педагогическая антропология является одним из источников, которые дают основание для разработки учебных программ и их наполнения определенным содержанием.
На сегодняшний день в педагогике России и зарубежья утвердилась позиция: учебные программы для детей с ОВЗ, обучающихся на базе инклюзии (а также в специальных школах), должны содержать «академический» компонент и социальный / социокультурный компонент, помогающий адаптироваться к текущим условиям жизни.
Антропологическое знание не имеет «прямого выхода» в прикладную сферу. Но при этом антропология задает определенные принципы, которые можно принять для более результативного обучения и воспитания. Относительно теории и практики инклюзии антропология дает дополнительное разъяснение об организации, значении совместного обучении и содержании учебных программ для детей с ОВЗ.
Таким образом, антропология (педагогическая антропология) подтверждает и дает дополнительное обоснование теории и практике инклюзии как продуктивной форме обучения, направленной на всестороннее педагогическое содействие, академические успехи и помощь детям с ОВЗ в их социализации.
Другие статьи автора
- Инклюзивная дидактика: адаптация и трансформация дидактических ресурсов
- «Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как интерпретировать результаты психологического тестирования
- Как разным детям учиться вместе – интегрируем детей с ОВЗ в массовую школу
- Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)
- Саммари на книгу Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных»
- Учитель для инклюзии
- Summary на книгу Т. Уокера«Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире»
Статьи по теме
- 5 секретов создания развивающего игрового пространства на уроках обучения письму
- 5 приемов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Обследование чтения у школьников