Чему учат в школе, или Современные образовательные цели для детей с нарушениями развития

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Традиционная, существовавшая на протяжении несколько столетий, школа снабжала учеников основами различных наук, формировала базовые учебные навыки (мыслительные операции – анализ, синтез, выделение основных моментов, работа с систематизированным материалом) и навыки в отдельных областях знаний (решение математических задач, владение письменной и устной речью, способы действий в гуманитарных и естественнонаучных областях и т.д.). На современном же этапе происходит реформирование системы образования и, в частности, той ее области, которая касается содержания учебных программ – ее наполнения и ключевых аспектов.

Современные цели

Для многих стран и в последнее время для России свойственен широкий компетентностный подход в образовании. То есть распространяется модель обучения, при которой детям обеспечиваются не только академические знания, но и овладение неакадемическими умениями с учетом культурно-социальных условий современности и запросов настоящего времени.

Умения:

способность взаимодействовать с другими людьми и построение партнерских (без конкуренции и собственной приоритетной позиции) отношений;

способность анализировать и давать оценки происходящим событиям;

знание культурно-исторического наследия человечества;

грамотные действия в современном информационном пространстве.

Система специального образования XXI в. также ориентирована на широкую подготовку учеников, которая не ограничивается основами наук, формированием у них учебных навыков и повышением интеллектуального уровня.

Ввиду того, что на сегодняшний день многими странами принята стратегия интеграции детей с ОВЗ в социум и развитие у них способностей для адаптации к окружающему миру, в образовательный план и учебную программу включаются компоненты, которыми (наравне с академическими критериями) обеспечивается решение задач личного и социального содержания.

При разработки концепции Специального Федерального Государственного Стандарта для детей с ОВЗ выделить два компонента в содержании образования:

«Академический» компонент включает в себя знания из различных школьных дисциплин, основы наук и способность учеников выполнять различные учебные действия, относящиеся к общеучебным умениям и отдельным навыкам из различных областей знаний.

“Формирование жизненной компетенции” позволяет ученикам ориентироваться в окружающем мире, быть успешными при взаимодействии с материальной и социальной средой, достигать достаточного уровня личной автономии.

Практика зарубежья

В качестве примера подходов специального образования в европейской педагогике можно назвать теоретические и практические разработки в Польше:

I-III классы. Начальный этап обучения.

  • для учеников с ОВЗ вводятся специальные методы обучения и коррекционно-восстановительные занятия для уменьшения тяжести нарушений.
  • набор академических знаний и учебных навыков, усвоение морально-нравственных норм и правил поведения в обществе.
  • эстетическое развитие, навыки заботы о собственном здоровье, гигиене и безопасности.

Среднее звено:

  • продолжается процесс формирования у учеников элементарных способов познания мира.
  • организация особых специальных занятий, необходимых по отношению к индивидуальным потребностям учеников.
  • развитие коммуникативных умений, способностей к межличностным отношениям и создание внутренней системы ценностей.

Северная Америка

  • содержание учебных программ рассматриваются в контексте компетенций, которые позволяют адаптироваться к окружающему миру и активно в нем действовать.
  • в содержании образования отражаются знания и компетенции, которые в последствии, при проживании следующих возрастных этапов обеспечат успешность в различных сферах жизни.

Вывод: В настоящий момент дети с ОВЗ также, как и здоровые дети, получают образование, сконструированное с учетом жизненных реалий, помогающее ориентироваться в различных сферах и создавать социальные взаимосвязи. Распространение и следование этим взглядам позволяет отнести обучение в школе детей с ОВЗ к развивающим и коррекционным факторам. Т.к. в этом случае активизируются различные психофизические функции, ученики достигают умелости в академической и неакадемической сферах и, следовательно, укрепляются их внутренние адаптивные возможности для грамотных повседневных действий и социально приемлемого поведения.

 

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *