Три способа предъявления новой лексики на любом этапе обучения иностранному языку

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Применение

  • От А1 до С1
  • Для учеников любого возраста изучающих любой иностранный язык
  • Совместим с любым учебником
  • Активизирует внимание, рабочую память, концентрацию,
  • Стимулирует работу лобной, височно-теменной и затылочной долей коры головного мозга

Напомним:

  • Лексический запас взрослого человека должен составлять от 5 до 35 тысяч, пассивный от 20 до 100 тысяч единиц.
  • У дошкольников память непроизвольная ⇒ наглядное мышление развито лучше, чем словесное. Словесное – через рифму и ритм. В школьном возрасте отлично работает механическая память.
  • У подростков хорошо развито непроизвольное внимание, словесно-логическое, но именно это приводит к замедлению механической памяти.
  • С возрастом наблюдаются изменения, связанные с уменьшением количества нейронов в отдельных слоях головного мозга.
  • Любая информация воспринимается нами всеми рецепторами и «всем телом», приходя в правое полушарие, а потом перерабатываясь в левом, где проходит этап логической и языковой обработки.
  • Цель обучения лексике – это формирование продуктивного и рецептивного навыка.

Опираемся на принцип мультисенсорности

Люди лучше запоминают информацию, когда получают её в разных формах. Чем больше органов чувств задействовано при обучении, тем лучше запоминается информация.

Способ первый:

  • Подбираем карточки на выбранную тему (одежда, еда, архитектура, животные….)

  • Можно соотнести лексический материал с грамматическим (управление глаголов, употребление падежей и предлогов и др.)
  • Раскладываем карточки рубашкой вверх

  • Открываем любые две карточки за один ход.
  • Называем то, что открываем, если совпало, то получаем один балл. Если нет, то ход переходит к следующему игроку.

  • Надо сложить как можно больше пар карточек за указанное время

Способ второй:

  •  Показываем видео (любого жанра) в нормальном темпе (170 слов в мин.)
  • Ставим перед учениками задачу: записать незнакомые слова и объяснить, как ученики поняли их значение.


NB!

  • От В1 – могут записывать слова со слуха.
  • До В1 – произносят слова, преподаватель записывает на доске (нужно, чтобы ученики и видели правильное написание слов)
  • Повторное прослушивание и разбор слов (с учётом контекста)
  • За один приём – не более 10 слов/фраз

Достоинства метода:

  •  Лексика предъявляется в естественном языковом окружении
  • Учим учиться, осваивать тему/проблему (НОТ)
  • Аутентичная ситуация (в школе, в вузе развиваем навыки конспектирования)
  • Концентрация внимания, фокус

Способ третий:

  •  Предъявляется ментальная карта (пазл, схема, таблица) с недостающей информацией

  • Задача – восстановить информацию.
    Время ограничено!

Используется после предъявления лексики на этапах:

  • контроль первичного понимания
  • закрепление
  • повторение

Языковой материал: термины, новые лексические единицы, слова, объединённые одной частью речи или одним правилом написания, фрагменты текста, устойчивые выражения и проч.

Выводы:

  •  Используем принцип мультисенсорности т.е. задействованы все каналы восприятия
  • Взаимосвязанное обучение: произносим, пишем, читаем, слушаем
  • Не только усваиваем конкретный материал, но и стимулируем работу головного мозга
  • Действуем по алгоритму
  • Учитываем уровень и лексический запас ученика
  • Положительное эмоциональное воздействие
  • Работаем в темпе, удобном ученику

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *