Нацеленность инклюзивного образования на социальную интеграцию детей с ОВЗ может иметь различные решения. Одно из них – возможность пребывать «особых» учеников в среде здоровых сверстников, общаться с ними и вступать в тесные, длительные взаимоотношения.
Варианты для подобной интеграции
- в учебное и внеурочное время (например, на переменах, в кружках, во время экскурсий и школьных мероприятий).
- непосредственно связана с учебной деятельностью, внутри которой происходит объединение детей и их тесное общение на темы, связанные с учебой и с выполнением заданий по разным предметам.
Такие педагогические технологии могут иметь формы группового или взаимного обучения, при котором один ребенок «учит» или помогает выполнять задания другому ребенку (однокласснику).
Групповое обучение – объединение в группы по 5-6 человек для решения учебной задачи / выполнения учебного задания.
Отдельные задания внутри группы, которые должен выполнить каждый ученик, могут быть недифференцированные, то есть иметь единое содержание и равную для всех участников группы сложность. Задания могут быть, напротив, дифференцированы – иметь различия в сложности и требовать неодинаковых учебных способностей.
Последнее особо значимо для инклюзии, так как при такой образовательной модели в общеобразовательном классе интегрируются дети с нормальными и особыми (сниженными) способностями к обучению.
Учитель при групповых формах работы (и при инклюзии, и при традиционном составе учеников) выступает модератором, который направляет учебный и познавательный процессы, при этом его вмешательство минимально.
Учитель-модератор
- помогает в случае затруднений,
- следит за распределением работы между учениками (чтобы одни дети не были слишком активны в ущерб другим детям или чтобы отдельные ученики не предпочитали уходить от работы, не были пассивны),
- поддерживает мотивацию на выполнение заданий и высокие результаты на этом, кратковременном этапе обучения.
Взаимообучение
Достоинством взаимного обучения являются различные социальные позиции, которые поочередно занимаются каждым ребенком. Позиции принимающего и оказывающего помощь позволяет установить прочные отношения между детьми и одновременно содействует успешной работе – каждый ученик мотивирован продемонстрировать высокие результаты (собственные или того, к кому адресована его помощь).
Разновидность группового обучения – межвозрастное обучение, или кросс-возрастное тьюторство, при котором объединяются ученики разных возрастов.
Подобный подход позволяет старшим ученикам, вне зависимости от их учебных достижений, демонстрировать приобретенные знания и умения, способствуя формированию и сохранению чувству собственной компетентности. У младших детей, наравне с повышением успеваемости, происходит обогащение их социального опыта, обеспечивается расширение круга общения, сфера которого преодолевает формализованные границы класса.
Важным моментом при межвозрастном обучении является
- малый возрастной разрыв между «учителем» и «учеником» – разрыв может составлять один класс.
- определенные преимущества имеет ситуация, в которой «учителем» выступает слабоуспевающий ученик (обучающий на класс выше своего «ученика»).
- «Учитель», подготавливаясь к «уроку», обращается к материалу предыдущего (для себя) учебного года, тем самым снова его повторяет и, следовательно, становится более успешным в своем классе, в собственном обучении.
Групповые формы обучения могут рекомендоваться в том случае, если в классе присутствует ученик с расстройством аутистического спектра (в нетяжелой форме).
В этом случае объединение одноклассников на базе учебной деятельности выступает как коррекционная технология, позволяющая развить у ученика с аутизмом черты социальности и навыки взаимодействия с другими детьми.
И. А. Костиным была предложена технология, которая позволяет ввести ученика с РДА в социум одноклассников и на основе учебных вопросов стимулировать общение.
В качестве основных единиц технологии взяты традиционные уроки в школьном расписании, то есть не требуется специально организованных занятий или особо выделенного времени, а может применяться на любом уроке.
- Выбор учебных дисциплин делается исходя из учебных способностей и результатов ученика с РДА: берутся дисциплины, в которых ребенок наиболее преуспевает и его уровень знаний выше, чем у одноклассников.
- Далее для ученика с РДА специально создаются ситуации успеха, и учитель поощряет других детей обращаться к нему за помощью и консультацией по этому предмету.
- Здоровые дети воспринимают своего одноклассника как наиболее компетентного в данной области, он, в свою очередь, включается в общение развивает собственные навыки сотрудничества.
В этом случае можно говорить о значительном потенциале подобного вида обучения и его сути, помогающей корректировать социальную сферу детей с аутистическим спектром.
Дополнительно в инклюзии (при общих преимуществах группового обучения) возрастает степень социальной и образовательной интеграции: между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ укрепляются социальные связи и «особые» ученики вовлекаются в общую учебную деятельность, которая разделяется ими с другими учениками общеобразовательного класса.
Другие статьи автора
- Как оценивать успехи детей с ОВЗ в массовой школе, или Что такое хорошее инклюзивное образование
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Чем может помочь учителям педагогическая антропология?
- Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика
- Инклюзия и специальные классы: противоречие или оправданная мера?
- Чему учат в школе, или Современные образовательные цели для детей с нарушениями развития
- Инклюзивная дидактика: адаптация и трансформация дидактических ресурсов
Статьи по теме
- ТОП-5 компьютерных программ для коррекционной работы с младшими школьниками
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Обследование чтения у школьников
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?