Инклюзивное образование, «выстроенное» на индивидуальном подходе и удовлетворении особых образовательных потребностей, в своей основе предполагает интеграцию общей и специальной педагогики.
Обучение детей с ОВЗ происходит по:
1) общепедагогическим методам (которые созданы для здоровых детей);
2) по подходам и методам, рассчитанным на особые образовательные потребности и разные формы патологий.
При этом, в рамках сочетания различных подходов обучение в общеобразовательном классе не выстраивается исключительно одним учителем – «обычным» педагогом массовой школы. Совместное обучение, в которое включены ученики с особыми образовательными потребностями, происходит при участии второго, дополнительного педагога. Второй, дополнительный педагог является «выходцем» из системы специального образования и обладает профессиональной компетентности из области специальной педагогики для работы с детьми с теми или иными отклонениями в развитии.
Включение дополнительного, «специального» учителя позволяет выстраивать учебный процесс, исходя из образовательных потребностей «особых» учеников, и проводить совместное обучение наиболее эффективно. (Здесь заметим, что присутствие в общеобразовательном классе двух педагогов – положительный фактор и для здоровых учеников. При помощи и поддержке «специального» учителя основной учитель не должен излишне сосредотачиваться на «особом» ученике и, тем самым, не нарушается общий учебный процесс, и здоровые дети по-прежнему активно включены в учебный процесс и получают достаточно внимания со стороны того, кто их обучает).
Рекомендуем Альбом заданий для профилактики оптической дисграфии (pdf.)
Детям с различными патологиями требуется разный объем педагогической помощи. Также разным ученикам с особыми образовательными потребностями необходима разная доля индивидуального подхода. На этой основе дифференциации в инклюзивном образовании разных стран разработаны различные педагогические модели, относящиеся к работе и взаимодействию в общеобразовательном классе двух педагогов.
В зарубежной педагогике существует систематизация, которая отражает роль и участие основного и дополнительного учителей, работающих совместно. Разнообразие педагогических форм соотносится с вариантами особых образовательных потребностей и учебными ресурсами у детей с ОВЗ.В этой систематизации выделяются: обучение в общеобразовательном классе с непрямой поддержкой, обучение в общеобразовательном классе с ресурсной помощью, обучение в общеобразовательном классе с поддержкой ассистента, сочетание обучения в общеобразовательном и специальном классах внутри массовой школы, обучение в специальном классе на базе массовой школы.
Обучение в общеобразовательном классе с непрямой поддержкой – тип обучения, при котором основной учитель получает консультативную помощь от педагога системы специального образования (дефектолога) и на этом основании выстраивает обучение детей с ОВЗ. При таком сопровождении ученики с ОВЗ полностью интегрированы в общеобразовательный класс и включены в аналогичную со здоровыми детьми учебную деятельность.
Обучение в общеобразовательном классе с ресурсной помощью – интеграция учеников с ОВЗ в общеобразовательный класс, при которой предусмотрены персональная помощь и обучение с индивидуальным подходом. В индивидуальном подходе могут быть представлены методы общей и специальной педагогики, это позволяет создавать наиболее оптимальную учебную среду для учеников с ОВЗ / ООП.
Обучение в общеобразовательном классе с поддержкой – сочетание совместного со здоровыми детьми обучения и индивидуальных занятий с ассистентом (педагогом-дефектологом).
Сочетание обучения в общеобразовательном и специальном классах внутри массовой школы – организационная форма, в рамках которой дети с ОВЗ обучаются в специальном классе (с соответствующей учебной программой и методами обучения) и одновременно интегрируются в общеобразовательный класс (не менее 50% от общего учебного времени дети с ОВЗ проводят со здоровыми соучениками).
Обучение в специальном классе на базе массовой школы – постоянное обучение отдельно от здоровых детей (интеграция происходит во внеурочное время); обучение ведется педагогом системы образования, используются специальная (коррекционная) учебная программа и методы специальной педагогики, с детьми проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности. Принятие массовой школой той или иной формы для обучения детей с ОВЗ (или нескольких форм) показывает, что учителя системы специального образования становятся неотъемлемой частью ее кадрового состава.
Непосредственно по вопросам участия дополнительного учителя в зарубежной педагогической литературе называются три формы, в которых педагог системы специального образования участвует в совместном обучении. (Эта систематизация отчасти сопряжена с соотношением общего и специального обучения в массовой школе и с организационно-педагогическими формами для детей с ОВЗ. Показывает, как соотносятся обучение массовой школы и специальное (коррекционное) обучение, и повторяет некоторые моменты работ по соотношению общей и специальной педагогики).
- Первая форма – индивидуальная работа «специального» педагога с «особым» учеником. Такая работа проводится внутри общеобразовательного класса и, следовательно, сохраняется полная интеграция.
- Вторая форма – работа с педагогом-дефектологом на базе малых групп, которые также создаются внутри общеобразовательного класса. Данная форма психологически более благоприятна по сравнению с первой формой. В этом случае ученики с ОВЗ, будучи образовательно разделенными со здоровыми учениками, имеют свою учебную группу и общую с некоторыми детьми учебную деятельность.
- Третья форма – самостоятельная и автономная работа основного учителя общеобразовательного класса, который частично включает в свою работу методы специального образования и, тем самым, может вести обучение «нормативных» и «особых» учеников. При обучении детей с ОВЗ сочетается общая и специальная педагогика, здоровые дети и дети с ОВЗ включены в общую учебную деятельность. Такой формат обучения признан наиболее оптимальной формой, не имеющей препятствий для интеграции учеников. В случае, когда учитель самостоятельно обучает всех детей класса, он (как это было описано выше) может консультироваться с педагогом-дефектологом и учителем «специально-педагогического профиля».
В заключении еще раз замечу, что присутствие в классе второго педагога из системы специального образования «играет на руку» всем детям. Ученики (или ученик) с ОВЗ получают достаточную педагогическую поддержку и максимальный индивидуальный подход, а для здоровых учеников сохраняется качество обучение и достаточное внимание учителя. То есть работа дополнительного педагога не является «излишней мерой». Это условие полностью воплощает «инклюзивную образовательную модель» и действует в учебных интересах каждого ребенка и всего общеобразовательного класса.
Другие статьи автора
- Как «измеряется» качество инклюзивной школы – хорошо ли детям с ОВЗ в условиях интеграции
- Учитель для инклюзии
- Инклюзивная дидактика: адаптация и трансформация дидактических ресурсов
- Инклюзия и специальные классы: противоречие или оправданная мера?
- Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
Статьи по теме
- 10 приложений для проактивного педагога
- Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке