Главными целями обучения языкам в учреждении образования является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования, чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями у детей с интеллектуальной недостаточностью.
У этой категории детей оказываются несформированными все этапы речевой деятельности:
- в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный.
- наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения.
Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов:
- Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
- Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове.
- Сначала читают слоги-слова (ау-уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му).
“Ребус-метод”
Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко.
Правила метода:
Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло).
Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:
ЛОЖКА-ЛО
КОШКА-КО
ЧАЙНИК-ЧА
Надо отметить, что во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно должно падать на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.
Как показывает практика, детям очень нравится играть с именами:
МАША-МА
ДАША-ДА
ОЛЯ-О
ПЕТЯ-ПЕ
Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Мы начинаем играть с двумя словами одновременно:
НОЖНИЦЫ, ГИРЯ— НО… ГИ…
ГОЛУБЬ, РЫБА— ГО… РЫ…
На этом этапе мы уже замечаем, что дети с особенностями психофизического развития начинают часто ошибаться, забывая исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово.
Используем наглядность:
КОШКА, НИТКИ- КО-НИ
Обращаем внимание на то, что предметы необходимо называть слева направо. Часто ребёнку поначалу нужно помогать, указывая на картинки пальцем.
Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур.
Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь складами:
ЛА-ДО-НИ
Именно такие простейшие действия учителя помогают детям быстро научиться читать. «Ребус-метод» увлекает самим процессом чтения и практика показывает, что этот процесс детям нравится. Необходимо отметить, что «ребус -метод» также является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением .
В ходе проблемно-ориентированного анализа исходного и конечного результатов навыка чтения можно утверждать, что «ребус -метод» даёт быстрый и положительный результат.
За один месяц применения этой методики 100% обучающихся с интеллектуальной недостаточностью освоили слоговые структуры, 60% самостоятельно читают односложные слова, 40 % достигли уровня послогового чтения небольших предложений в замедленном темпе.