Элементы коучинга на уроках в начальной школе

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17, г. Коломна
Эксперт: начальное образование

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, в соответствии со стандартом предполагается наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

Коучинг (coaching) – новый подход к развитию человека, «технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».
Коучинг в начальной школе – это абсолютно другой взгляд на жизнь, на отношения учителя с учеником. На уроке учителя-коуча ученики сами заявляют учителю, что они хотят получить от урока, какими способами достигнут результата и зачем им это нужно.
Учащиеся должны найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Коучинговый подход позволяет выявить и задействовать скрытые резервы ребёнка, помогает найти пути выхода из затруднительной ситуации.

Рассмотрим применение элементов коучинга на разных этапах урока.

1. Цель урока (Колесо развития)

Необходимо начертить круг (колесо) и разбить его на столько секторов, сколько значимых областей в данной конкретной теме. Эти части могут заполняться самым
разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.).
Центр колеса, где спицы встречаются в одной точке, принимаем за нулевую отметку, а радиус представляет шкалу от 1 до 10 баллов. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» – только знание о его существовании. Осознать степень готовности помогут ученикам конкретные задания: на первых порах учитель сам определяет секторы Колеса и даёт задание указать своё «местоположение» на шкале от нуля (центра Колеса) до десяти.
Рассмотрим применение «Колеса развития» на уроке закрепления и обобщения знаний по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
1. Умение отличать имена существительные от других частей
речи.
2. Собственные и нарицательные имена существительные.
3. Род имен существительных.
4. Число имен существительных.
6. Падеж.
7. Склонение имен существительных.
8. Роль имен существительных в предложении.

2. Актуализация знаний (Шкалирование).

После определения цели приступаем к разметке шкалы. Ученик отмечает на каждой спице точкой степень осведомлённости по данному направлению. Затем соединяет все точки и получает фигуру. В идеале должен получиться круг. Дети младшего школьного возраста сразу определяют, что такое колесо ехать ровно и быстро не может. Можно заштриховать каждый сектор своим цветом.

3. Исследование (Открытые вопросы).

После заполнения детьми «Колеса развития» проводим существенную методическую часть коучинга – это вопросы, которые обладают определённой направленностью и последовательностью.
Неправильно использовать закрытые вопросы: да или нет.
Обычно их применяют как элемент активного слушания или для подведения итогов. Коуч-учитель должен применять открытые вопросы: как, каким образом, что, где, когда, зачем?
– Насколько Вы сейчас близки к своей цели?
– Сможете ли вы правильно сделать разбор имени существительного?
– Что Вам поможет преодолеть некоторые трудности?
– Какие шаги Вы планируете предпринять?

4. Применение знаний (Шаги, лента времени).

Коуч-учитель создаёт условия путём постановки вопросов для того, чтобы обучаемый сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Шаг 1 предполагает выявление пробелов в знаниях по конкретным темам и усиленную работу по их «ликвидации» в первую очередь. То есть ученик сам для себя чётко определяет круг проблем и ставит перед собой конкретные задачи, ведь коуч предполагает не заставлять ученика, а помочь ему самому сделать свой выбор.
Шаги 2 и 3 конкретизируют способы, причём не нужно подсказывать и ни в коем случае не лезть с советами, а дружелюбно направлять ученика:

– Что Вам поможет восполнить недостающие знания?
– Вы можете найти нужную информацию? Где?
Дети отвечали (повторю правила по учебнику, попрошу помощи у товарищей, найду в Интернете тренажёры по данным темам…).
– Мнение какого человека для тебя важно?

Обратите внимание! Ни одного негативного вопроса. «Что Вам мешает? Почему плохо учитесь? Не выполняете домашних заданий?» Ребёнок на эти вопросы и сам не знает ответа или обвиняет в своих бедах всех вокруг.
Если ученик в процессе доверительного общения осознаёт, что все способы вполне реальны, а цели достижимы, что его планы совпадают с желанием родителей и учителей и он может рассчитывать на поддержку, нужно соотнести этапы реализации с Линией времени, иначе решение останется лишь словами, мечтами.

Ученик сам должен определить, к какому сроку постарается достигнуть намеченного, расставить «вехи» на Живой шкале, можно даже с точным обозначением дат. Особенности воображения детей младшего школьного возраста позволяют наиболее ярко и точно описывать своё состоянии, продвигаясь по Живой шкале. Главное – это стремление к чётко поставленной конечной цели. В данном случае: «Высокие баллы за ВПР».

Начало.
Повторение теории.
Выполнение практических заданий.
Самостоятельная работа.
Конец урока.

Таким образом, при отсутствии всякого давления ученик почувствует себя свободным в принятии решения. Это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений. Целесообразно провести повторное составление
Колеса развития по этой теме через несколько уроков и задать ребёнку те же самые вопросы, добавив:
–Что ты сделал для достижения своей цели?
– Ты доволен своим результатом?
– Чему научил тебя полученный опыт?

5. Рефлексия. (Лесенка успеха)

«Лестница успеха» поможет учащимся зафиксировать полученный результат.

Многим ученикам младшей школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей. Особое внимание при проведении коучинга в младшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Педагог-коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему
научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
Коучинговый подход позволяет максимально эффективно управлять процессами развития младших школьников.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *