Современная массовая школа по составу учеников имеет определенные отличия от состояния, которое было для нее наиболее характерным еще одно-два десятилетия назад.
В нынешнее время в массовой школе России и многих других стран (Европа, Северная Америка, Япония, Австралия) появляется все больше детей с какими-либо патологиями развития – физического или интеллектуального характера.
Это явление, характеризующееся сокращением роли специальных школ и новой идеологией общего образования, в разных странах обозначается термином «инклюзия / инклюзивное образование».
В чрезвычайно многочисленной группе детей с ОВЗ, которые обучаются или потенциально будут обучаться в массовой школе, ученые разных стран, включая Россию, выделяют две категории, которые указывают на различные способности к обучению.
Категории детей с ОВЗ
Первую группу составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, у которых сохранный интеллект, т.е. на уровне детей без патологий.
Особенность: дети этой категории способны обучаться по программе для массовой школы и им не требуется снижения уровня сложности этой программы.
Вторая категория – дети с ментальными нарушениями и сниженным уровнем интеллектуального развития.
Особенность: для обучения этих детей требуются специальные учебные программы, более легкие и адаптированные к состоянию их интеллекта.
Разделение детей с ОВЗ на две категории позволило сформулировать правила относительно индивидуализации обучения и индивидуального подхода, который касается круга рекомендуемых педагогических действий.
Рекомендации
Детям с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата:
прослушивание аудиозаписей вместо самостоятельного чтения (для детей с нарушениями зрения),
предоставление дополнительного времени для завершения работы в классе или сдачи домашнего задания;
при необходимости (например, нарушение мелкой моторики и, следовательно, трудности письма) ребенку предлагаются альтернативные письменным формы ответа – замена его устным или ответы в форме теста;
ученики, которые испытывают отдельные трудности усвоения материала могут получать помощь в виде подсказки (намек, ассоциативный ряд, обращение к житейскому опыту), предупреждения о возможных ошибках и объяснения алгоритма решения задачи.
Если задание, состоящее из нескольких последовательных действий, вызывает какие-либо затруднения, оно может быть разделено на фрагменты с их последующим пошаговым выполнением.
К преимуществам компьютерных технологий относятся обеспечение индивидуального темпа работы каждого ученика, разнообразие способов подачи информации, дополнительная визуальная информация (например, по истории или географии). Для детей с трудностями коммуникации (при нарушениях речи) компьютер может выступать посредником, позволяющим дополнять и обогащать их устные, недостаточно развернутые высказывания.
Дети с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития и умственная отсталость):
обучаются по индивидуальным программам меньшей сложности, которые разрабатывались для специальных (коррекционных) школ и в них используются.
В нашей стране для адаптации учебного материала к запросам инклюзии разрабатываются такие учебные программы, в которых элементы программы для массовой школы сочетаются с учебным материалом из программ для школ V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи), VII вида (для детей с задержкой психического развития и трудностями обучения), VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
Присутствие в общеобразовательном классе учеников, для обучения которых используются специальные программы, предполагает своеобразную форму проведения уроков.
- Далее дети с близким уровнем интеллектуального развития и обучающиеся по схожим / общим программам объединяются учителем в группы, что позволяет эффективно организовывать работу в классе.
- Во время объяснения нового материала, предназначенного для учеников одной группы, другие ученики самостоятельно выполняют задания или повторяют изученное ранее.
- алее ученики, ознакомленные с новой темой, получают задание на ее закрепление, деятельность учителя переключается на других детей для проверки выполненного задания и объяснения нового материала.
Обязательное условие интеграции детей с выраженными психофизическими нарушениями – присутствие в общеобразовательном классе второго, дополнительного педагога, который обладает знаниями из специальной педагогики.
К сферам деятельности второго педагога относятся непосредственная помощь ученикам во время уроков и консультация основного учителя, совместно с которым определяются индивидуальные, наиболее целесообразные для ребенка методы обучения.
Таким образом, можно говорить о тенденции в системе образования, внутри которой нарушения развития не являются препятствием для объединения учеников с ОВЗ со здоровыми учениками в одном классе и построения процесса обучения соответственно индивидуальной картине развития.
Другие статьи автора
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Групповые формы обучения для инклюзивного образования: дети помогают детям
- Как «измеряется» качество инклюзивной школы – хорошо ли детям с ОВЗ в условиях интеграции
- «Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как интерпретировать результаты психологического тестирования
- Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика
- Как оценивать успехи детей с ОВЗ в массовой школе, или Что такое хорошее инклюзивное образование
- Summary на книгу Т. Уокера«Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире»