Для успешного освоения учебной программы учащимся необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику.
Для этого следует применять Нейропедагогическую следящую диагностику, которая позволяет отследить “западающие” моменты.
Чтение – это необходимое условие развития ребенка, основа всего учебного процесса. От скорости чтения школьника зависят и темпы усвоения учебного материала, и развитие его умственных способностей в целом. Но не стоит забывать и о других критериях, помимо количества прочитанных слов в минуту, которые не являются для детей с трудностями определяющими. Это правильность чтения, способ чтения (по слогам или целым словом), выразительность, а главное – понимание прочитанного.
Основной причиной низкой скорости чтения у детей называют узкий охват (угол) зрения, слабая концентрация на буквах и слогах.
Как развить более широкое поле зрения у ребенка для увеличения скорости чтения?
На помощь приходят упражнения по таблицам Шульте.
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого — назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом.
Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте ?
1. Таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом
2. Должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.
Дальнейшая работа проводится так:
1. Ученик держит таблицу, смотрит на нее в течении 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
2. Обучающийся должен сосредоточиться на просмотренном материале.
3. Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 10 для первоклассников, от 1 до 25 по порядку для старших детей не раздумывая долго над своими действиями.
4. Каждую цифру нужно назвать вслух.
Таблицу можно усложнять.
Можно использовать таблицы с буквами:
С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6х5, 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по 5 минут) на протяжении 21 дня.
Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения -искать числа нужно беззвучным счетом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа/буквы/символы фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти всё, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.
Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.
Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материалеизобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном.
Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом: Назови и покажи все красные цифры. Назови и покажи все чёрные цифры. Показывая красные, используй прямой счёт. Показывая чёрные, используй обратный счёт.
Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка.
Еще одним вариантом усложненного выполнения Шульте будет поиск цифр с использованием одновременно левой и правой руки. Требуется таблица с цифрами двух разных цветов. При этом счет идет также последовательно, но цифры попеременно указываются то левой рукой (один цвет), то правой рукой (другой цвет). При этом тренируется также межполушарное взаимодействие.
В таблицу можно положить все, что угодно: символы, картинки, знаки, цифры, буквы, слоги. Вот вариант усложненной таблицы:
Предлагая мозгу решение новых задач, мы не только стимулируем его работу, но и улучшаем его деятельность, увеличивая объем памяти и усиливая концентрацию внимания.
Таблицы Шульте можно использовать и в онлайне:
1. https://cepia.ru/speedreading/schulte/
2. https://schultetable.ru/training/
3. Мозготрен – https://mozgotren.com/trenagors/tablica-shulte
Другие статьи автора
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам "Педагогической эвристики" В.Соколова")
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Топ-5 книг по конфликтологии
Статьи по теме
- 3 книги и тренажёры, которые помогут развить вашу память
- Виммельбух: как читать и как работать?
- 5 идей для формативного оценивания на уроке
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений