Современное образование становится всё более индивидуализированным, смещая фокус с процесса преподавания на преподавание исходя из потребностей и особенностей восприятия ученика/группы.
Именно поэтому всё чаще преподаватели дополняют учебные пособия различными рабочими листами, созданными специально для удовлетворения потребностей конкретной аудитории.
Когда преподаватель входит в класс, у него есть чёткое понимание целей и задач урока, а также того, какими способами он их достигнет. Тот же самый принцип должен быть у педагога, когда он создаём рабочие листы.
Конечно, можно просто послушать песню и вписать недостающие слова в текст песни, а можно и создать на основе песни комплексный рабочий лист и проработать различные лексические и грамматические аспекты языка, что, несомненно, принесёт ученикам больше пользы.
Единица обучения
Единица обучения (unità di acquisizione) стала результатом исследований в области психодидактики и гештальтпсихологии, в которых процесс восприятия человеком информации разделён на определённые этапы:
- обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона);
- различение (процесс анализа, где выделяются признаки, по которым объект можно опознать);
- идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти);
- опознание (совпадение объекта с имеющимся в памяти образцом, «называние объекта»).
Согласно данной модели, прежде всего имеет место глобальное восприятие письменного или устного текста.
Стратегии глобального восприятия текста:
- максимальное использование повторений и контекста;
- формирование социо-прагматических предположений в отношении того, что может произойти в данном контексте, на основе наших знаний о жизни;
- формирование лингвистических предположений на основе грамматических компетенций студента;
- суммирующее (skimming) и сканирующее (scanning) чтение/прослушивание;
- поиск аналогий с уже известными событиями.
Фаза обнаружения
Фазе обнаружения соответствует этап приближения к тексту. Мы как бы подготавливаем ученика к чтению или аудированию, предлагая ему диаграммы, изображения или короткие упражнения, призванные возбудить интерес и дать представление о теме урока.
Фаза различения
Фазе различения соответствует этап глобального восприятия текста: аудиозапись или текст читается или прослушивается несколько раз, каждый из которых сопровождается определёнными заданиями до, во время и после предъявления текста/аудио. При этом первое предъявление призвано оценить глобальное понимание текста, а последующие мало-помалу приближают студента к пониманию деталей.
Фазы идентификация и опознание
Этапы идентификации и опознания соответствуют синтезу и осмыслению полученной информации, которые выражаются в:
- коммуникативных заданиях: поиск и выделение в тексте нужной информации, использование определённых лексических единиц или грамматических конструкций, разыгрывание диалогов и т.д.;
- лингвистических заданиях: поиск синонимов/антонимов, заполнение пробелов, всевозможные задания на сочетание, восстановление порядка, грамматические упражнения.
- лингвострановедческих заданиях: дополнительные задания или тексты по темам, встречающимся в основном тексте, призванные дать более глубокие знания по данному предмету;
- фокализации внимания на невербальных аспектах (возможны при предъявлении видео): интонация, дистанция, жесты и прочие экстралингвистические средства общения.
Продукция речи
Итогом работы с комплексным рабочим листом является приобретение студентом определённых компетенций и их использование в жизни, поэтому заключительным заданием всегда является продукция речи. Это может быть как обычное сочинение или устный рассказ по теме, так более креативные виды работы: презентация проекта, видео или мультипликационный ролик, интервью и т.д.
Этапы восприятия информации представляют исключительную важность с точки зрения обучения иностранному языку, поскольку любой представленный студенту текст, будь то диалог, песня, видео, карикатура, стихотворение, письмо или сцена из фильма, будет восприниматься учеником через данные фазы: распознавание – глобальное восприятие – анализ – синтез и осмысление.
Статьи по теме
- Технология «веб-квест» на занятиях по английскому языку в 5 классах в рамках темы “London ”
- Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
- Фрагмент занятия по РКИ: “В салоне сотовой связи”
- Применение адаптированных аудиокниг в развитии навыков говорения на иностранном языке
- Методы и приемы раннему обучению чтению на занятиях по английскому языку
- Аудиозаписи уроков устного слова для студентов-инофонов: методические рекомендации
- Заголовочный комплекс как средство обучения русскому языку как иностранному