Создание эффективных комплексных рабочих листов

Aвтор материала: Наталья Блинова -
переводчик, преподаватель,  Мастер I уровня в дидактике итальянского языка и культуры для иностранцев ( Master ITALS, Университет Ca’ Foscari, Венеция), Мастер II уровня Интернет-дидактика итальянского языка для иностранцев (Master ELIIAS, Университет для иностранцев Сиены, член итальянской ассоциации онлайн-преподавателей AIFIO
Эксперт: лингвистика, методика преподавания РКИ и иностранных языков
Проект автора: Natalita

Современное образование становится всё более индивидуализированным, смещая фокус с процесса преподавания на преподавание исходя из потребностей и особенностей восприятия ученика/группы.

Именно поэтому всё чаще преподаватели дополняют учебные пособия различными рабочими листами, созданными специально для удовлетворения потребностей конкретной аудитории.

Когда преподаватель входит в класс, у него есть чёткое понимание целей и задач урока, а также того, какими способами он их достигнет. Тот же самый принцип должен быть у педагога, когда он создаём рабочие листы.

Конечно, можно просто послушать песню и вписать недостающие слова в текст песни, а можно и создать на основе песни комплексный рабочий лист и проработать различные лексические и грамматические аспекты языка, что, несомненно, принесёт ученикам больше пользы.    

Единица обучения

Единица обучения (unità di acquisizione) стала результатом исследований в области психодидактики и  гештальтпсихологии, в которых процесс восприятия человеком информации разделён на определённые этапы:

  • обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона);
  • различение (процесс анализа, где выделяются признаки, по которым объект можно опознать);
  • идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти);
  • опознание (совпадение объекта с имеющимся в памяти образцом, «называние объекта»).

Согласно данной модели, прежде всего имеет место глобальное восприятие письменного или устного текста.

Стратегии глобального восприятия текста:

  • максимальное использование повторений и контекста;
  • формирование социо-прагматических предположений в отношении того, что может произойти в данном контексте, на основе наших знаний о жизни;
  • формирование лингвистических предположений на основе грамматических компетенций студента;
  • суммирующее (skimming) и сканирующее (scanning) чтение/прослушивание;
  • поиск аналогий с уже известными событиями.

Фаза обнаружения

Фазе обнаружения соответствует этап приближения к тексту. Мы как бы подготавливаем ученика к чтению или аудированию, предлагая ему диаграммы, изображения или короткие упражнения, призванные возбудить интерес и дать представление о теме урока.

Фаза различения

Фазе различения соответствует этап глобального восприятия текста: аудиозапись или текст читается или прослушивается несколько раз, каждый из которых сопровождается определёнными заданиями до, во время и после предъявления текста/аудио. При этом первое предъявление призвано оценить глобальное понимание текста, а последующие мало-помалу приближают студента к пониманию деталей.

Фазы идентификация и опознание

Этапы идентификации и опознания соответствуют синтезу и осмыслению полученной информации, которые выражаются в:

  • коммуникативных заданиях: поиск и выделение в тексте нужной информации, использование определённых лексических единиц или грамматических конструкций, разыгрывание диалогов и т.д.;
  • лингвистических заданиях: поиск синонимов/антонимов, заполнение пробелов, всевозможные задания на сочетание, восстановление порядка, грамматические упражнения.
  • лингвострановедческих заданиях: дополнительные задания или тексты по темам, встречающимся в основном тексте, призванные дать более глубокие знания по данному предмету;
  • фокализации внимания на невербальных аспектах (возможны при предъявлении видео): интонация, дистанция, жесты и прочие экстралингвистические средства общения.

Продукция речи

Итогом работы с комплексным рабочим листом является приобретение студентом определённых компетенций и их использование в жизни, поэтому заключительным заданием всегда является продукция речи. Это может быть как обычное сочинение или устный рассказ по теме, так более креативные виды работы: презентация проекта, видео или мультипликационный ролик, интервью и т.д.

Этапы восприятия информации представляют исключительную важность с точки зрения обучения иностранному языку, поскольку любой представленный студенту текст, будь то диалог, песня, видео, карикатура, стихотворение, письмо или сцена из фильма, будет восприниматься учеником через данные фазы: распознавание – глобальное восприятие – анализ – синтез и осмысление.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *