Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Понятие «лечебная педагогика» указывает одновременно на две сферы знаний – естественнонаучную (медицину) как способы излечения, преодоление врожденных или приобретенных патологий и гуманитарную – вопросы образования и развития «особых детей.

При этом в зависимости от исторического периода и общих представлениях о помощи детям с ОВЗ изменялись приоритеты между медицинской и педагогической областями лечебной педагогики, их соотношение и «удельный вес» в общей концепции.

Современная лечебная педагогика обращается к гуманитарным вопросам развития и помощи. Теория и прикладная сфера дистанцируются от исключительно медицинского понимания и рассматривают ребенка с позиции его личности, различных возможностей, индивидуальных психологических качеств и как члена социума (в настоящем и будущем времени).

В настоящий момент основополагающим базисом в общенаучном смысле выступают философия и конкретно одно из ее направлений – герменевтика; в герменевтике каждый человек рассматривается как индивидуальность, не равная и не тождественная (по своим внутренним качествам) другим людям.

Герменевтика и создаваемая на ее основе лечебная педагогика исходят из того, что каждый ребенок с ОВЗ наравне с патологическими чертами, характерными для данного отклонения, обладает индивидуальными качествами, способностями и личным взглядом на мир.

Из этого посыла следует: коррекция нарушенных функций и помощь в развитии должны происходить на индивидуальной основе, принимать во внимание все черты ребенка и опираться на его личные возможности и сильные стороны.

В такой новейшей парадигме разрабатываются максимально широкие и персонофицированные подходы, в которых учитывается весь массив психологических данных о ребенке. Этими правилами расширяются границы лечебной педагогики и ее работу определяет условие многоаспектной помощи – разные виды коррекции, содействие разностороннему развитию и поддержка индивидуальных особенностей у детей с ОВЗ.

Еще одной философской концепцией, помогающей сформулировать теорию современной лечебной педагогики, является феноменология.

Центральной идеей и центральным правилом в феноменологической педагогике являются внутренний мир ребенка, опыт его переживаний (эмоционально окрашенные события) и субъективные чувства от проживания в конкретных пространственно-временных условиях. Таким образом, вся педагогическая работа с детьми с ОВЗ должна брать за основу не объективные характеристики дефекта в их универсальном виде. Ведущим фактором для построения обучения и воспитания выступают личность ребенка, его субъективный мир, особенности и формы поведения, которыми образуются контакты с другими людьми и социализацию. Также все обучение должно быть связано с предыдущем опытом и личными впечатлениями и тем самым обращаться к индивидуальности и внутреннему миру ученика.

В прикладной сфере идеи лечебной педагогики могут реализовываться в индивидуальных образовательных планах.

  • Основой и предпосылкой для разработки индивидуального образовательного плана является комплексная и детальная диагностика, по итогам которой определяются актуальный (на данный момент) уровень развития ребенка, состояние его сохранных и поврежденных функций и возможные способности – предпосылки к дальнейшим сдвигам в развитии и самореализации.
  • Этап психодиагностики детей с ОВЗ требует высокой квалификации специалистов, так как нарушенные функции могут затруднять для детей выполнение стандартных заданий и тем самым искажать истинную картину интеллекта.

Например, относительно детей с ДЦП можно отметить, что диагностика состояния их психики сопряжена со значительными сложностями, так как двигательные и речевые нарушения зачастую не позволяют верно определить интеллектуальные способности.

Дети с ДЦП не всегда способны давать четкие, развернутые устные ответы или оперировать предметами для выполнения заданий.

  • Составление индивидуального образовательного плана – командная работа, в которой, наравне с учителями школы, участвуют психолог, логопед и дефектолог.

На основании данных психодиагностики и заключений различных специалистов определяются уровень учебной готовности ребенка и предполагаемые промежуточные и конечные результаты обучения, вид учебной программы (общеобразовательная или для вспомогательной школы), наиболее подходящие методы обучения, необходимость дополнительных коррекционных занятий и их содержание для преодоления или уменьшения дефектов развития.

  • Образовательные цели распространяются на социальную сферу (способность устанавливать контакты, общаться, разделять общую деятельность и вместе с другими людьми выполнять работу), владение навыками повседневной жизни, адаптацию в мире, знание принятых в обществе норм и правил.

Лечебная педагогика наших дней больше обращена в гуманитарную область и рассматривает каждого ребенка с ОВЗ как единичную сущность.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *