Понятие «лечебная педагогика» указывает одновременно на две сферы знаний – естественнонаучную (медицину) как способы излечения, преодоление врожденных или приобретенных патологий и гуманитарную – вопросы образования и развития «особых детей.
При этом в зависимости от исторического периода и общих представлениях о помощи детям с ОВЗ изменялись приоритеты между медицинской и педагогической областями лечебной педагогики, их соотношение и «удельный вес» в общей концепции.
Современная лечебная педагогика обращается к гуманитарным вопросам развития и помощи. Теория и прикладная сфера дистанцируются от исключительно медицинского понимания и рассматривают ребенка с позиции его личности, различных возможностей, индивидуальных психологических качеств и как члена социума (в настоящем и будущем времени).
В настоящий момент основополагающим базисом в общенаучном смысле выступают философия и конкретно одно из ее направлений – герменевтика; в герменевтике каждый человек рассматривается как индивидуальность, не равная и не тождественная (по своим внутренним качествам) другим людям.
Герменевтика и создаваемая на ее основе лечебная педагогика исходят из того, что каждый ребенок с ОВЗ наравне с патологическими чертами, характерными для данного отклонения, обладает индивидуальными качествами, способностями и личным взглядом на мир.
Из этого посыла следует: коррекция нарушенных функций и помощь в развитии должны происходить на индивидуальной основе, принимать во внимание все черты ребенка и опираться на его личные возможности и сильные стороны.
В такой новейшей парадигме разрабатываются максимально широкие и персонофицированные подходы, в которых учитывается весь массив психологических данных о ребенке. Этими правилами расширяются границы лечебной педагогики и ее работу определяет условие многоаспектной помощи – разные виды коррекции, содействие разностороннему развитию и поддержка индивидуальных особенностей у детей с ОВЗ.
Еще одной философской концепцией, помогающей сформулировать теорию современной лечебной педагогики, является феноменология.
Центральной идеей и центральным правилом в феноменологической педагогике являются внутренний мир ребенка, опыт его переживаний (эмоционально окрашенные события) и субъективные чувства от проживания в конкретных пространственно-временных условиях. Таким образом, вся педагогическая работа с детьми с ОВЗ должна брать за основу не объективные характеристики дефекта в их универсальном виде. Ведущим фактором для построения обучения и воспитания выступают личность ребенка, его субъективный мир, особенности и формы поведения, которыми образуются контакты с другими людьми и социализацию. Также все обучение должно быть связано с предыдущем опытом и личными впечатлениями и тем самым обращаться к индивидуальности и внутреннему миру ученика.
В прикладной сфере идеи лечебной педагогики могут реализовываться в индивидуальных образовательных планах.
- Основой и предпосылкой для разработки индивидуального образовательного плана является комплексная и детальная диагностика, по итогам которой определяются актуальный (на данный момент) уровень развития ребенка, состояние его сохранных и поврежденных функций и возможные способности – предпосылки к дальнейшим сдвигам в развитии и самореализации.
- Этап психодиагностики детей с ОВЗ требует высокой квалификации специалистов, так как нарушенные функции могут затруднять для детей выполнение стандартных заданий и тем самым искажать истинную картину интеллекта.
Например, относительно детей с ДЦП можно отметить, что диагностика состояния их психики сопряжена со значительными сложностями, так как двигательные и речевые нарушения зачастую не позволяют верно определить интеллектуальные способности.
Дети с ДЦП не всегда способны давать четкие, развернутые устные ответы или оперировать предметами для выполнения заданий.
- Составление индивидуального образовательного плана – командная работа, в которой, наравне с учителями школы, участвуют психолог, логопед и дефектолог.
На основании данных психодиагностики и заключений различных специалистов определяются уровень учебной готовности ребенка и предполагаемые промежуточные и конечные результаты обучения, вид учебной программы (общеобразовательная или для вспомогательной школы), наиболее подходящие методы обучения, необходимость дополнительных коррекционных занятий и их содержание для преодоления или уменьшения дефектов развития.
- Образовательные цели распространяются на социальную сферу (способность устанавливать контакты, общаться, разделять общую деятельность и вместе с другими людьми выполнять работу), владение навыками повседневной жизни, адаптацию в мире, знание принятых в обществе норм и правил.
Лечебная педагогика наших дней больше обращена в гуманитарную область и рассматривает каждого ребенка с ОВЗ как единичную сущность.
Другие статьи автора
- Как оценивать успехи детей с ОВЗ в массовой школе, или Что такое хорошее инклюзивное образование
- Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)
- Групповые формы обучения для инклюзивного образования: дети помогают детям
- Как разным детям учиться вместе – интегрируем детей с ОВЗ в массовую школу
- Summary на книгу Т. Уокера«Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире»
- Инклюзия и специальные классы: противоречие или оправданная мера?
- Чем может помочь учителям педагогическая антропология?
Статьи по теме
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Лэпбук: закрепляем пройденный материал
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере)
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- 11 идей подарков на Новый год для преподавателей