5 секретов создания развивающего игрового пространства на уроках обучения письму

Учредитель, руководитель, педагог Образовательного Центра "Родник", г. Хургада, Египте
Основатель онлайн проекта Детское телевидение "Юная Планета"
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика
Проект автора: Юная планета

Как “оживить” методическое пособие для детей на занятии?
Попробовать создать развивающее игровое пространство.

Условия:

  •  дети-билингвы, посещающие местные языковые школы в городе Хургада, Египет;
  • возраст на начало учебного года 6 лет, читают и пишут по-русски печатными буквами:
  • продолжительность занятий 1 час в неделю.
  • занятия проводятся по пособию Ольга Соболевой «Космические Прописи».

Весь курс по обучению письму – это необыкновенное космическое путешествие к звезде Альфавита.

В руках учителя появляется инструмент, с помощью которого создается  виртуальное игровое пространство, где и будут проходить занятия. Я предлагаю пять  секретов, которые использую в  работе для  организации урока.

Секрет 1. Командир экипажа

На первой странице (в пособии) нас встречает Учёный кот.

Сразу вспоминаются образы котов в литературе: Пушкинский кот на дубе, Кот в сапогах, кот Мур.

Наш Ученый кот владеет компьютерными технологиями и управляет космическим кораблем, ведет дневник, у него есть хобби. Хороший пример для подражания!

На первом уроке я разыгрываю небольшой кукольный спектакль, где кукла-учёный кот – приглашает детей в космическое путешествие.

Идёт процесс создания игрового мира, дети становятся членами космической экспедиции, а Учёный кот – командиром экипажа. Именно по его указанию в дальнейшем дети выполняют задания, а кот проверяет правильности написания букв, даёт рекомендации, предупреждает об опасностях.

Учитель выступает в роли помощника командира-кота, озвучивая его команды. Таким образом, во время занятия у детей появляется ощущение игры, а не урока.

Секрет 2. Ключ на старт

Каждый ребёнок получает от Учёного кота свой собственный звездолёт – это пропись!

В нем (или на нем) мы будем путешествовать от буквы к букве. Каждая буква – это Планета. Путешествуя на звездолете, мы высаживаемся на каждую планету, исследуем ее, знакомимся с  ее жителями и особенностями.

А для физического воплощения движения нам потребуется обыкновенная ручка. Ручка – это гаджет или пульт для управления звездолетом. Когда ребенок пишет какой-либо элемент в прописи, его звездолёт совершает такой же манёвр в виртуальном космическом пространстве.

Это как погружение в компьютерную игру: ручка-джойстик, пропись-экран. Современные дети понимают эту метафору на интуитивном уровне.

Для своих учеников я придумала особую косморучку, которая стала хорошим помощником.

Используя терминологию гаджетов, мы можем контролировать скорость работы ребёнка, уровень его внимания.

Если ребёнок устал писать, то можно попросить его поставить косморучку «на зарядку» и заняться чем-то другим.

Тогда ребенок закрывает ручку колпачком и откладывает в сторону. Это не он устал, это у косморучки батарейки закончились! Но игра продолжается и уже через минуту ручка зарядилась, и полет продолжается.

Используя ручку – посредник, мы снимаем с ребёнка вину за «некрасивый подчерк» и «кривые черточки», но даём ему ещё большую ответственность за «управление космическим кораблём». 

Секрет 3. Знание – энергия

У нас есть цель – космическое путешествие, инструменты – косморучка и космолёт. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо пройти «Курс подготовки к полетам».

В прописи этому отводится 7 станиц, но это очень важная часть в создании нашего дальнейшего игрового пространства.

Каждый элемент написания буквы – этот траектория полёта нашего космолёта. Например, палочка сверху вниз – это посадка, а крючок снизу- вверх- это плавный взлёт.

Таким образом, чтобы «высадиться на планету А», мы летим по следующей траектории: плавный взлёт, посадка и петля. 

Названия элементов даны автором в Курсе подготовке.

Позже, когда мы разбираем написание букв с помощью учёного кота или самостоятельно, дети  сами могут идентифицировать эти элементы.

Так, например, первый элемент русской строчной буквы «к» похож на английскую букву «r», а русская гласная «е» совпадает с английской «е».

Это позволяет детям осознать сходство и различие языков. При ограниченном количестве часов занятий мы ускоряем процесс обучения, опираясь на уже сформированные умения и навыки детей в других школах.

Секрет 4. Космические пираты и чёрные дыры

Как в любой компьютерной игре нам нельзя обойтись без «отрицательных героев», которые будут угрожать нам во время путешествия и с которыми время от времени придётся сражаться.

В самих прописях этого нет. Но я придумала космических пиратов. Они могут появиться и «захватить» наш звездолёт, если какой-либо элемент не дописан, а на строчке осталось свободное место.

Таким образом, ребёнок мотивирован доделать все буквы и элементы до конца и закончить все задания в прописи.

Безусловно, дети задают много уточняющих вопросов: откуда пираты узнают о космолёте? Как они появятся на страничке?

И здесь фантазия педагога не имеет границ. Но позвольте и детям высказать свои гипотезы, задав один простой вопрос: «А вы как думаете?»… Такие моменты можно рассматривать как развитие устной речи ребенка.

Еще одна неприятность, которая может случиться во время космического путешествия, – это «чёрная дыра». Хороший повод рассказать детям о природе настоящих чёрных дыр!

 

Если в прописи много «зачеркиваний » и «грязи», то они могут «разрастись», превратиться в чёрную дыру и поглотить весь космолёт, а быть может и самого ребенка… Страшно? Нет, но детей стимулирует быть аккуратными. Никому не хочется попасть в чёткую дыру.

Наши «отрицательные герои» – это негативные качества самого ребёнка. И чтобы  их одолеть, нужно победить свои недостатки: лень и небрежность.

Секрет 5. Главный компьютер

Прописи неразрывно связаны с Букварем Ольги Соболевой. В настоящей редакции он называется «Любимый букварь от феи». Автор методики рекомендует начинать знакомство с письменной буквой через  печатный образ.

Как только мы заканчиваем подготовку к полету и начинаем космическое путешествие, то нам нужен главный компьютер-Букварь. Это наша космическая энциклопедия!

Из неё мы узнаем о планете-буквы, на которую собираемся лететь, здесь же можем сами придумать и составить паспорт-описание планеты: какие животные там живут, какие растения растут, что любят есть местные жители и прочее. Естественно, что все эти слова будут начинаться с нашей буквы-планеты.

После работы с Букварем, открываем наш космолёт и начинаем «посадку на планету»- учимся писать прописную букву.

В этот момент помним о нашем игровом пространстве: пристегнуть ремни и надеть шлем для безопасности. К букварю мы вернёмся совсем скоро. На нашем космолёте есть «Кают-компания», где космонавты отдыхают, играют и выполняют задания на основе букваря.

Дети совмещаю два образа буквы и учатся переводить печатный текст в письменный.

Итак, благодаря небольшим игровым моментам, мы создаем особый мир, внутри которого проходит обучение. Очень важно поддерживать его на протяжении всего учебного года,  добавляя новые элементы  (награда  за «Лучшее пилотирование косморучки»)   и обыгрывая рутинные моменты (к новой планете может лететь только тот, кто выполнил все задания на прошлой планет, то есть выполнил домашнее задание).

Это уже не секрет!

родителям и педагогам начинать знакомство с прописью нужно с конца.  Здесь автор подробно рассказывает о структуре пособия и основных методах работы с ним.

Также есть ответы на задания. 

Надеюсь, что мои секреты вам тоже пригодятся в работе.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *