«Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как интерпретировать результаты психологического тестирования

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Современная процедура психологического обследования детей претерпевает серьезные изменения, которые относятся к способам осмысления всех ее целей. Развитие психодиагностики, кроме пополнения ее методов, происходит за счет нового понимания сущности человека и его разнообразных качеств, слагающихся в целостную личность.

Для традиционной диагностики главным вопросом выступало соответствие показателей ребенка (прежде всего по интеллектуальному развитию) возрастным нормативам или их отклонение от «среднестатистических» представлений.

В настоящее время процедура приобретает более широкое содержание и ориентирована на выявление и описание разных качеств и способностей детей.

Это руководство имеет чрезвычайно важное значение в отношении детей с нарушениями развития, которые при тестировании заведомо показывают более низкие, по сравнению со здоровыми детьми, результаты.

Негативная диагностика

Способ тестирования, направленный на выявление исключительно нарушенных, «отстающих» функций, получил название «негативная диагностика”

 

Как пишут немецкие ученые В. Брэш и М. Вольфер, негативная диагностика базируется на жестких представлениях общества (и науки) о желаемом облике человека.

Таким образом, всякое несоответствие и отставание относятся к «проблемам» и отрицательным характеристикам самого человека, неспособного к полноценным, наравне со здоровыми людьми, действиям.

Позитивная диагностика

Исследование, сосредоточенное на различных, в том числе на сохранных, хорошо развитых, функциях – «позитивная диагностика». В позитивном способе диагностики доминирует оптимистический взгляд на ребенка, который независимо от физических или психических ограничений имеет возможности для социализации и самореализации.

 

Позитивную диагностику образуют гуманистические ценности о самоценности каждого человека, независимо от психофизических особенностей и сохранных или нарушений функций, признании за каждым ребенком способности к развитию и саморазвитию.

Как теоретическое основание, которое направляет современную диагностику прежде всего в России, можно принять положения Л. С. Выготского – советского психолога первой трети XX века.

В книге «Основы дефектологии» Л. С. Выготский писал: «Ошибочно видеть в ненормальности только болезнь… Мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья. Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями».

Наравне с констатацией окончательного результата (по интеллектуальным и иным показателям) расширенная процедура психодиагностики должна включать сведения о процессуальных моментах – заинтересованность ребенка, его мотивация к выполнению заданий, эмоциональные реакции на сложности и проблемные ситуации.

Важным диагностическим показателем является:

  • устойчивость внимания,
  • способность ребенка целенаправленно, «по заданию» выполнять различные действия.

Уже к 5-6 годам дети должны уметь руководствоваться инструкцией (которую дает психолог или педагог), организовывать собственное произвольное поведение и принимать определенные правила.

Следовательно, в этом возрасте и далее в психологическом профиле ребенка должна присутствовать саморегуляция; при ее отсутствии или слабом развитии нарушаются все виды деятельности.

Дополнительно несформированное произвольное внимание может «маскировать» сохранный интеллект, так как для педагога создается картина умственной отсталости ребенка и его неспособности к работе в классе.

Не в области психологии, а в области педагогики Н. А. Менчинской выделены показатели и критерии, которые образуют школьные способности, основу для обучения и позволяют (в случае неуспеваемости) выявить причины и с опорой на «сильные» стороны провести коррекцию.

Было установлено, что детей с пониженной обучаемостью отличают:

  • когнитивные,
  • эмоционально-волевые,
  • мотивационно-потребностные нарушения.

С целью выравнивания какого-либо нарушения и исходя из широких представлений о психике Н. А. Менчинская рекомендует обращаться к сохранным звеньям учебной деятельности и с опорой на эти компоненты проводить коррекцию.

То есть в данном случае «позитивный» подход заключается во внимании к «сильным», сформированным качествам учебной деятельности, за счет которых могут быть выравнены «отстающие».

В кругу принципов «позитивной» диагностики можно выделить правила, которые относятся к детям со значительным интеллектуальным отставанием. В данном случае «позитивность» выражается в определении когнитивного потенциала ребенка (а не только фиксируются низкие результаты) – тем самым возможна объективная и полная оценка его «сильных» и «слабых» сторон, возможностей и проблем развития.

Научным принципом, определяющим диагностику и прогноз для «интеллектуально ограниченных» детей, является положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР).

Зона Ближайшего развития указывает на действия, которые ребенок может выполнять с помощью или под руководством взрослого.

Зоны актуального развития – действия и задачи, которые доступны для самостоятельного выполнения, без чьей-либо помощи.

В случае широкой ЗБР, т.е. ребенок хорошо откликается и пользуется посторонней помощью, прогноз психологического развития благоприятный.

Действия, сначала выполняемые с помощью, далее переходят в зону актуального развития, становятся личным «багажом» ребенка и, тем самым, усложняют психику и все его поведение.

При незначительной или отсутствии ЗБР (участие взрослого ничем не помогает ребенку) прогноз менее оптимистический: психика невосприимчива к внешним стимулам, нарушены механизмы восприятия и переработки новой информации.

Индивидуализация обучения

В настоящее время происходит большее сближение психологии и педагогика, все более направленной на создание технологий индивидуализации обучения.

Психодиагностика предоставляет системе образования сведения, в соответствии с которыми дифференцируется обучение, создаются различные типы классов и школ (общие, специальные, для способных и одаренных детей, для детей со сниженной обучаемостью) и каждый ребенок получает возможность обучаться в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

При движении к новым педагогическим идеям и индивидуализации обучения психодиагностика отказывается от упрощенного взгляда на ребенка и на процесс его психического развития: все показатели принимаются в комплексном виде как сочетание «сильных» и «слабых» сторон.

Именно такой подход позволяет максимально учитывать все психологические качества и задействовать их в дальнейшем развитии.

Вывод: Тем самым, даже при отдельных нарушенных функциях, не произойдет концентрация на отставании и гипертрофированной коррекционной работе; дети получат возможность развиваться и проходить обучение с опорой на все свои способности.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *