Распространяющаяся инклюзия базируется на идеях равенства образовательных прав для всех детей, обучения детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми и готовности массовой школы к удовлетворению особых образовательных потребностей. Заключающиеся в инклюзивном образовании гуманистические ценности отрицают любой вид сегрегацию, выделение учеников с ОВЗ в особую группу и возможные препятствия для их контактов со сверстниками без психофизических патологий.
Сегрега́ция (позднелат. segregatio «отделение») — политика принудительного отделения какой-либо группы населения.
Но при переходе к практической деятельности в массовой школе возникает ряд вопросов, связанных с непосредственной организацией обучения в общеобразовательных классах.
Вопросы:
- форма патологии (и ее тяжестью) у ученика.
- дидактические ресурсы, требуемыми для обучения учеников.
В специальной педагогике разных стран накоплен достаточный материал об особенностях обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сочетанными нарушениями и нарушениями аутистического спектра.
Также, в условиях перехода к интеграции детей с ОВЗ в массовую школу, учеными и практиками от инклюзии была сформулирована позиция о взвешенной и нефорсированной позиции при включении ребенка с тем или иным отклонением развития в общеобразовательный класс.
На сегодняшний день утвердилось положение: общеобразовательная школа располагает ограниченными ресурсами (или ими не располагает) для обучения детей с выраженными и сложными патологиями, то есть в отношении этих детей она не может проводить полноценную интеграцию.
Решением этого вопроса явилось создание нескольких моделей образовательных учреждений для детей с ОВЗ; каждая из этих моделей содержит указание на организационную форму, внутри которой происходит обучения и одновременно определяются время и вид (для каких целей) взаимодействия со здоровыми детьми.
Польская “Модель каскада” И. Коссевской
При анализе возможностей массовой школы и форм обучения, предпочтительных для детей с патологией различной степени тяжести, автор разделяет образовательную и социальную интеграцию.
Образовательная интеграция: обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.
Социальная интеграция: контакты со здоровыми детьми, совместное времяпрепровождение.
Дети с легкой степенью отклонений
- имеют возможность постоянно обучаться в общеобразовательном классе, получая необходимую им педагогическую поддержку.
Поддержка выражается как в индивидуальном подходе к ученику, так и в помощи ребенку (в случае необходимости) дополнительного педагога системы специального образования; поддержка происходит внутри общеобразовательного класса.
Такая модель включения позволяет говорить о полной образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ группу здоровых учеников.
Дети с умеренной степенью отклонений развития
- сочетание обучения в общеобразовательном и вспомогательном (коррекционном) классе.
Обучение в общеобразовательном классе сопровождается индивидуализацией педагогических подходом и помощью дополнительного педагога, постоянно присутствующего на уроках и, в случае необходимости, консультирующего основного учителя по специфическим вопросам обучения детей с ОВЗ.
Такая организация обучения, внутри которой сочетаются его совместная и раздельная формы, указывает на частично образовательную и глубокую социальную интеграцию детей с ОВЗ.
Дети со значительными нарушениями развития
- рекомендуется исключительно социальная интеграция и обучение в специальных классах, организованных в массовой школе.
Контакты и взаимодействие со здоровыми детьми происходят во внеучебное время – в столовой, во время занятий гимнастикой и музыкой, в рамках дополнительного образования (в кружках).
Для детей с глубокой степенью нарушений психофизического развития образовательная и социальная интеграция недоступны.
Российской педагогикой принята аналогичная позиции недопустимости перехода к тотальной интеграции и о сохранении системы специальных классов.
Российская модель Института коррекционной педагогики РАО (Москва)
Полная интеграция
- эффективна для детей, уровень психофизического и речевого развития которых соответствует (или близок) возрастной норме; дети этой группы признаются готовыми к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Комбинированная интеграция
- сочетание обучения в общеобразовательном классе и специальных занятий, которые проводятся учителем-дефектологом.
Эта форма интеграции рекомендуется для детей, уровень психофизического и речевого развития которых отстает от возрастной нормы.
Частичная интеграция
- рассматривается как организационная форма для детей, обучение которых проводится по специальным программам в коррекционных классах, и предусматривает общение со здоровыми детьми во внеурочное время (например, в группе продленного дня).
Временная интеграция
- подразумевает объединение детей с разным уровнем психофизического развития для проведения различных мероприятий (не реже 2-х раз в месяц).
Дети с ОВЗ имею уровень развития существенно ниже нормативного.
Система гибких классов
- организуются для необходимой в своем объеме педагогической поддержки ученикам с особыми образовательными потребностями.
Целями объединения в отдельную группу детей с ОВЗ являются:
- помощь в изучении наиболее сложных тем и проведение коррекционных занятий.
Обучение в «гибких» классах для детей носит непостоянный характер, его интенсивность и продолжительность зависят от образовательных возможностей ребенка и учебного плана.
Например, допустим вариант, при котором обучение происходит преимущественно в общеобразовательном классе, в особую группу ученики с ОВЗ выделяются, например, для написания контрольных работ.
Безусловно, описанные варианты интеграции весьма трудоемки для массовой школы, так как требуют неукоснительного соблюдения принципа индивидуального подхода в отношении учеников с ОВЗ. В процессе предварительной диагностики и сбора данных об интеллектуальном развития и способности обучаться без значительной и постоянной коррекционной помощи называется доступный объем занятий в общеобразовательном классе и их соотношение с временем обучения ребенка в специальном (коррекционном) классе.
Заметим, что также на протяжении школьного обучение рассчитанное соотношение может изменяться в зависимости от динамики психического развития детей – приближения к нормативным показателям или увеличения разрыва с интеллектуальным уровнем здоровых детей. Тем самым должен пересматриваться выбор модели включения в пользу большей и меньшей по времени интеграции в общеобразовательный класс.
Другие статьи автора
- Учитель для инклюзии
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)
- Совместное обучение: разные модели для разных детей
- Как разным детям учиться вместе – интегрируем детей с ОВЗ в массовую школу
- Чему учат в школе, или Современные образовательные цели для детей с нарушениями развития