Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Среди речевых нарушений особое место занимают недостатки письменной речи.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическую;
- акустическую;
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическую;
- оптическую дисграфию.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
Оптическая дисграфия
Рассмотрим те игровые упражнения, которые будут полезные учителю начальной школы для коррекции Оптической дисграфии.
Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки:
- замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов;
- замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
- пропуски, не дописывание элементов букв;
- зеркальное изображение букв.
Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.
1 этап
Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.
Упражнение “Найди”
Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.
Упражнение “Большой-маленький”
На развитие восприятия величины предметов
2 этап
Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.
Упражнение “Графические диктанты”
Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций
Упражнение “Штриховка”
На развитие моторных функций письма.
3 этап
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Упражнение “Буквы перевертыши”
Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.
Задание: Найти букву и раскрасить ее.
Упражнение “Шифровка”
Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы
Упражнение “Слепи и допиши”
Сначала лепим букву из пластилина, называем части, из которых состоит буква, а потом на листочке дописываем букву по элементам.
Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.
Другие статьи автора
- 7 основ методики обучения взрослых
- Два вида учебных вебинаров
- Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
Статьи по теме
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Психолого-педагогические приемы для развития мотивации у обучающихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Обследование чтения у школьников
- 4 книги по ораторскому мастерству для преподавателя (обзор)
Очень понравились задания! Огромное СПАСИБО! ?
Почерпнула для себя полезную информацию. Благодарю Вас за то, что делитесь бесценным опытом!