5 приемов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка

Aвтор материала: Ивкина Юлия Михайловна -
ассистент кафедры  Теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Оренбургская область
Эксперт: методика начального и дошкольного обучения

Речевая культура является необходимым условием формирования социально активной личности. Интерес к данной проблеме объясняется
наличием ряда проблем у современных младших подростков.

Бедность словаря, ограниченность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов – трудности с которыми сталкивается
учитель в современной школе.

Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов развивается правильная, точная и богатая устная и письменная речь как показатель общей культуры личности/

Эффективность предлагаемой работы определяется следующим:

задания необходимо объединять в блоки, каждый из которых выполняет свою функцию: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка, понимание логики построения текста, самостоятельное составление речевого высказывания.

  • В первом блоке задания направлены на обогащение словарного запаса и на формирование грамматического строя речи младших подростков.
  • Во втором блоке задания направлены на понимание логики построения текста.

Первый блок заданий

  • Словарик

Задания.
1. Составьте перечень слов, входящих в тематическую группу «Космос» (например, космонавт).
2. Назовите фразеологизмы, в которых используются имена собственные (например, «А Васька слушает да ест», и т. д.).

  • Собери слова

Задания.
1. Из букв слова «железобетон» составить как можно больше новых слов (образец выполнения: небо, тон, лето, жетон, лоб, нож и т. д.).

  • Лингвистическое лото

Задания.
1. Установите соответствие между фразеологизмами и толкованиями их значений. Например, таблица 1.

Второй блок заданий

  • Составляем кластер

Задание: составьте кластер к следующему тексту.
Живую природу Земли делят на пять царств: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы.
Существует 10 типов животных: губки, мшанки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды – первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие – самые высокоорганизованные изо всех позвоночных.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Принципы составления

  • Оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
  • В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
  • Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Текст наоборот

Задание: перескажите текст, расположив события в хронологической последовательности.
Французская революция
14 июля 1789 года войска парижан осадили Бастилию – крепостьтюрьму внутри города. Менее чем через месяц, 4 августа, Национальное
Учредительное собрание отменило феодальные привилегии, что означало конец «строго режима».

Французская революция началась с того, что 5 мая 1789 года были созваны Генеральные Штаты, которые положили конец абсолютизму и феодальной власти. С их работой большая часть населения связывала надежду на улучшение жизни.
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» – один из первых документов демократического конституционализма.

Третий блок заданий

содержит задания, направленные на самостоятельное составление речевого высказывания. Можно предложить задания: составить лепбук, диктант с заменой, диктант с продолжением.

Вывод: Развитие данных универсальных учебных действий способствует развитию умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *