Речевая культура является необходимым условием формирования социально активной личности. Интерес к данной проблеме объясняется
наличием ряда проблем у современных младших подростков.
Бедность словаря, ограниченность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов – трудности с которыми сталкивается
учитель в современной школе.
Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов развивается правильная, точная и богатая устная и письменная речь как показатель общей культуры личности/
Эффективность предлагаемой работы определяется следующим:
задания необходимо объединять в блоки, каждый из которых выполняет свою функцию: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка, понимание логики построения текста, самостоятельное составление речевого высказывания.
- В первом блоке задания направлены на обогащение словарного запаса и на формирование грамматического строя речи младших подростков.
- Во втором блоке задания направлены на понимание логики построения текста.
Первый блок заданий
-
Словарик
Задания.
1. Составьте перечень слов, входящих в тематическую группу «Космос» (например, космонавт).
2. Назовите фразеологизмы, в которых используются имена собственные (например, «А Васька слушает да ест», и т. д.).
-
Собери слова
Задания.
1. Из букв слова «железобетон» составить как можно больше новых слов (образец выполнения: небо, тон, лето, жетон, лоб, нож и т. д.).
-
Лингвистическое лото
Задания.
1. Установите соответствие между фразеологизмами и толкованиями их значений. Например, таблица 1.
Второй блок заданий
-
Составляем кластер
Задание: составьте кластер к следующему тексту.
Живую природу Земли делят на пять царств: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы.
Существует 10 типов животных: губки, мшанки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды – первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие – самые высокоорганизованные изо всех позвоночных.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Принципы составления
- Оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
- В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
- Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Текст наоборот
Задание: перескажите текст, расположив события в хронологической последовательности.
Французская революция
14 июля 1789 года войска парижан осадили Бастилию – крепостьтюрьму внутри города. Менее чем через месяц, 4 августа, Национальное
Учредительное собрание отменило феодальные привилегии, что означало конец «строго режима».
Французская революция началась с того, что 5 мая 1789 года были созваны Генеральные Штаты, которые положили конец абсолютизму и феодальной власти. С их работой большая часть населения связывала надежду на улучшение жизни.
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» – один из первых документов демократического конституционализма.
Третий блок заданий
содержит задания, направленные на самостоятельное составление речевого высказывания. Можно предложить задания: составить лепбук, диктант с заменой, диктант с продолжением.
Вывод: Развитие данных универсальных учебных действий способствует развитию умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.
Статьи по теме
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Лэпбук: закрепляем пройденный материал
- Играем на уроках русского языка: интернет-лото как инструмент интерактивности
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка