5 приемов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка

Aвтор материала: Ивкина Юлия Михайловна -
ассистент кафедры  Теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Оренбургская область
Эксперт: методика начального и дошкольного обучения

Речевая культура является необходимым условием формирования социально активной личности. Интерес к данной проблеме объясняется
наличием ряда проблем у современных младших подростков.

Бедность словаря, ограниченность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов – трудности с которыми сталкивается
учитель в современной школе.

Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов развивается правильная, точная и богатая устная и письменная речь как показатель общей культуры личности/

Эффективность предлагаемой работы определяется следующим:

задания необходимо объединять в блоки, каждый из которых выполняет свою функцию: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка, понимание логики построения текста, самостоятельное составление речевого высказывания.

  • В первом блоке задания направлены на обогащение словарного запаса и на формирование грамматического строя речи младших подростков.
  • Во втором блоке задания направлены на понимание логики построения текста.

Первый блок заданий

  • Словарик

Задания.
1. Составьте перечень слов, входящих в тематическую группу «Космос» (например, космонавт).
2. Назовите фразеологизмы, в которых используются имена собственные (например, «А Васька слушает да ест», и т. д.).

  • Собери слова

Задания.
1. Из букв слова «железобетон» составить как можно больше новых слов (образец выполнения: небо, тон, лето, жетон, лоб, нож и т. д.).

  • Лингвистическое лото

Задания.
1. Установите соответствие между фразеологизмами и толкованиями их значений. Например, таблица 1.

Второй блок заданий

  • Составляем кластер

Задание: составьте кластер к следующему тексту.
Живую природу Земли делят на пять царств: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы.
Существует 10 типов животных: губки, мшанки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды – первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие – самые высокоорганизованные изо всех позвоночных.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Принципы составления

  • Оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
  • В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
  • Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Текст наоборот

Задание: перескажите текст, расположив события в хронологической последовательности.
Французская революция
14 июля 1789 года войска парижан осадили Бастилию – крепостьтюрьму внутри города. Менее чем через месяц, 4 августа, Национальное
Учредительное собрание отменило феодальные привилегии, что означало конец «строго режима».

Французская революция началась с того, что 5 мая 1789 года были созваны Генеральные Штаты, которые положили конец абсолютизму и феодальной власти. С их работой большая часть населения связывала надежду на улучшение жизни.
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» – один из первых документов демократического конституционализма.

Третий блок заданий

содержит задания, направленные на самостоятельное составление речевого высказывания. Можно предложить задания: составить лепбук, диктант с заменой, диктант с продолжением.

Вывод: Развитие данных универсальных учебных действий способствует развитию умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *