Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных, а навыки смыслового чтения включены в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента.

Формировать смысловое чтение у обучающихся необходимо по некоторым причинам:

  • У детей снижена или полностью отсутствует мотивация к чтению.
  • Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению читательской грамотности должна быть организована на всех учебных занятиях.
  • Наблюдается недостаточный уровень читательской компетентности учеников по результатам проверочных работ.

Технология формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской.

Эта технология опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Ученые, исследовавшие чтение, пришли к выводу о том, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, работа с информацией, работа со сплошными и не сплошными текстами. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь. Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть потребность в чтении, стойкая привычка к чтению книг, умение их самостоятельно выбирать.

Этапы работы с текстом на примере  Михаила Пришвина «Золотой луг»

  • Работа с текстом до чтения.

Главная задача учителя на данном этапе – это вызвать у ученика желание прочитать произведение.

На данном этапе развивается важнейшее читательское умение – антиципация.

Антиципация – это умение предполагать, прогнозировать, предугадывать содержание предстоящего текста по заглавию текста, фамилии автора, иллюстрации.

На этом же этапе урока можно подвести детей и к целеполаганию.

Стратегии предтекстовой деятельности:

  1. «Мозговой штурм»
  2. «Глоссарий»
  3. «Ориентиры предвосхищения содержания текста»
  4. «Батарея вопросов»
  5. «Предваряющие вопросы»
  6. «Рассечение вопроса»

Данный этап важен, так как у детей уже составилось общее понимание текста, а ведь они его ещё не читали. Именно поэтому в технологии продуктивного чтения особое внимание уделяется предтекстовой работе.

  • Работа с текстом во время чтения.

Главная задача учителя на этом этапе – это обеспечить полноценное восприятие и понимание текста, создание читательской интерпретации (истолкования, оценки).

  1. Первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста).
  2. Перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов)
  3. Анализ текста, то есть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение.

В ходе работы кроме чтения произведения учитель организует деятельность так, чтобы выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Организуется беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций. По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

  • Работа с текстом после чтения.

Главная задача учителя на данном этапе – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Необходимо выявить и сформулировать основную идею текста.

  1. Учитель ставит смысловой вопрос и организует беседу с обучающимися, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Идея произведения М.Пришвина «Золотой луг»: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только внимательным, наблюдать терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть.
  2. На этом же этапе дети знакомятся с писателем, и строится беседа о его личности. Умение дать характеристику писателя на основе прочитанного. Какой писатель? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает?
  3. Учитель опять возвращает к заголовку текста и иллюстрациям. Строится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора, обращает внимание учащихся к готовым иллюстрациям.
  4. Выполнение творческих работ и заданий.

Тщательная и систематическая работа учителя на уроках литературного чтения, русского языка обязательно приведёт к положительному результату. Такая работа способствует более прочному и сознательному освоению изученного на уроке, повышению уровня языкового развития школьников, а также интеллектуальному развитию обучающихся и интереса к чтению.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *