В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных, а навыки смыслового чтения включены в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента.
Формировать смысловое чтение у обучающихся необходимо по некоторым причинам:
- У детей снижена или полностью отсутствует мотивация к чтению.
- Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению читательской грамотности должна быть организована на всех учебных занятиях.
- Наблюдается недостаточный уровень читательской компетентности учеников по результатам проверочных работ.
Технология формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской.
Эта технология опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Ученые, исследовавшие чтение, пришли к выводу о том, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.
Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, работа с информацией, работа со сплошными и не сплошными текстами. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь. Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть потребность в чтении, стойкая привычка к чтению книг, умение их самостоятельно выбирать.
Этапы работы с текстом на примере Михаила Пришвина «Золотой луг»
- Работа с текстом до чтения.
Главная задача учителя на данном этапе – это вызвать у ученика желание прочитать произведение.
На данном этапе развивается важнейшее читательское умение – антиципация.
Антиципация – это умение предполагать, прогнозировать, предугадывать содержание предстоящего текста по заглавию текста, фамилии автора, иллюстрации.
На этом же этапе урока можно подвести детей и к целеполаганию.
Стратегии предтекстовой деятельности:
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения содержания текста»
- «Батарея вопросов»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечение вопроса»
Данный этап важен, так как у детей уже составилось общее понимание текста, а ведь они его ещё не читали. Именно поэтому в технологии продуктивного чтения особое внимание уделяется предтекстовой работе.
- Работа с текстом во время чтения.
Главная задача учителя на этом этапе – это обеспечить полноценное восприятие и понимание текста, создание читательской интерпретации (истолкования, оценки).
- Первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста).
- Перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов)
- Анализ текста, то есть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение.
В ходе работы кроме чтения произведения учитель организует деятельность так, чтобы выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Организуется беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций. По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
- Работа с текстом после чтения.
Главная задача учителя на данном этапе – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Необходимо выявить и сформулировать основную идею текста.
- Учитель ставит смысловой вопрос и организует беседу с обучающимися, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Идея произведения М.Пришвина «Золотой луг»: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только внимательным, наблюдать терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть.
- На этом же этапе дети знакомятся с писателем, и строится беседа о его личности. Умение дать характеристику писателя на основе прочитанного. Какой писатель? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает?
- Учитель опять возвращает к заголовку текста и иллюстрациям. Строится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора, обращает внимание учащихся к готовым иллюстрациям.
- Выполнение творческих работ и заданий.
Тщательная и систематическая работа учителя на уроках литературного чтения, русского языка обязательно приведёт к положительному результату. Такая работа способствует более прочному и сознательному освоению изученного на уроке, повышению уровня языкового развития школьников, а также интеллектуальному развитию обучающихся и интереса к чтению.
Другие статьи автора
- Приёмы скорочтения
- Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек
- Игры со словами
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- "Жемчужина русской речи": организуем работу с фразеологизмами
- Как научить ученика выделять главное в тексте
- Смысловое чтение: анализируем сказку "Теремок"
Статьи по теме
- Обучение выразительному чтению: темп, ритм, интонация
- Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе
- Система заданий к урокам изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ»
- 6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Глагол как часть речи и как член предложения”
Хорошая разработка