Занятия с одаренными школьниками на уроках литературы

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Председатель городского профессионально-педагогического объединения "Поликультурная школа Санкт-Петербурга".
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди прочих особенностей у одарённых детей наиболее проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Опираясь на традиционную классификацию видов одаренности (академическая, интеллектуальная, спортивная, социальная и т.д.), мы обратили особое внимание на такой вид, как творческая одаренность.

Принципы работы с одаренными детьми:

  • индивидуализация обучения;
  • дифференциация обучения;
  • увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  • реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
  • психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  • развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
  • совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

Опираясь на принципы образовательной деятельности, мы представляем некоторые формы работы с одаренными школьниками, которые явились наиболее продуктивными:

  • индивидуальная работа (внеклассные уроки, элективные курсы и факультативные занятия);
  • самостоятельная работа учащихся по индивидуальному заданию педагога;
  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях;
  • поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;
  • проектно-исследовательская деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
  • научно-исследовательская деятельность.

Индивидуальная работа стоит в этом списке на первом месте.

Систематические занятия с одаренными школьниками по предмету

Тема занятия варьируется в зависимости от нынешнего состояния и желания учащегося:

  • если он готовится к предметной олимпиаде, занятие будет направлено на это мероприятие;
  • если пишется исследовательская работа на конференцию – занятие будет посвящено обсуждению данной работы.

В любом случае тема последующих индивидуальных уроков будет зависеть от учащегося: учащийся сам вправе предложить ту или иную форму работы.

Также немаловажную роль здесь играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся, поскольку оно – при его грамотном построении – способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося. Профессиональную поддержку учителю здесь может оказать школьный психолог или социальный педагог.

Мы считаем одной из основных форм работы также самостоятельную работу учащегося.

Несомненно, та часть работы, которая выполняется учащимися на занятиях, не является полностью обеспечивающей развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Важную часть работы он выполняет самостоятельно – это задания педагога, это самообразование (самостоятельный поиск информации).

Создание иллюстраций

Иллюстрация, которая, по нашему мнению, является особой формой изучения художественного текста и формой эстетического воспитания одаренных детей.

Поскольку литература как вид искусства вступает в особые связи с другими видами искусства, на уроках литературы необходимо их учитывать: при изучении того или иного художественного произведения мы – педагоги – обращаемся к музыкальным, театральным, кинематографическим и другим интерпретациям текста.

Использование иллюстраций на уроках литературы – необходимость; они всегда присутствуют на занятиях, дополняя представления об авторе и его тексте. Не менее важным становится и создание собственных иллюстраций по итогам изучения художественного произведения.

Ученики могут взять для изображения абсолютно любой эпизод, любого героя, любой пейзаж.

Иллюстрация может при этом служить ответом на вопрос: «Что вам более всего запомнилось в тексте?» или «Что показалось сложным, мрачным, угрюмым?» Ответ содержится в рисунке.

В результате можно составить каталог иллюстраций, ведь каждый из учащихся изображает что-то свое и объекты изображения зачастую не повторяются.

Этими иллюстрациями легко сопроводить публикацию любого изучаемого в школе художественного текста и создать книгу.

Подобный опыт тоже был проведен в нашей школе: несколько лет назад учащиеся «нарисовали» роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Книга состояла из иллюстраций, созданных учениками, каждая из них была подписана ключевой цитатой из произведения, и читатель будто совершал путешествие по Петербургу Ф. М. Достоевского и Родиона Раскольникова.

Как специфику выполнения этого творческого задания можно отметить и степень готовности к выполнению его определенных классов: учащиеся средней школы с бóльшим желанием готовы выполнять его, нежели старшеклассники. Вероятно, это связано с иным восприятием действительности и текста: старшие классы видят текст немного иначе, и они готовы выразить понимание текста другим способом (коллаж, мозаика и т.д.).

Как учебная дисциплина она формирует внутренний мир человека, не транслируя объективные знания. Воздействуя на чувства, воображение, волю и интеллект учащихся, художественная литература открывает перед педагогом широкие возможности для формирования человеческой личности.

На уроках литературы освещаются эстетические и нравственные понятия, представления, вкусы учащихся, их эстетический и нравственный идеал. Создание собственной иллюстрации к изучаемому произведению помогает увидеть нравственные ориентиры учащихся, в определенной степени увидеть, какое впечатление произвел тот или иной текст.

Так литература и изобразительное искусство вкупе обогащают нравственное сознание и вводят человека в мир эстетики, содействуя воспитанию всесторонне развитых, высококультурных людей, которым присущи самостоятельность суждений, принципиальность в подходе к явлениям жизни и собственным поступкам.

Одним из сложных текстов для изучения в 6 классе является рассказ Андрея Платонова «Неизвестный цветок»: особенности биографии писателя и его поэтики создают некоторые затруднения при чтении и понимании текста. В рассказе воспроизведен особый мир, увиденный читателями с помощью безымянного цветка.

Диалог девочки Даши и цветка на пустыре – важная смысловая часть текста, его кульминация, и учащиеся на уроке это замечают. С помощью наводящих вопросов они обращают внимание на скрытые смыслы произведения, учатся читать вдумчиво и проницательно.

В качестве домашнего задания школьникам было предложено нарисовать иллюстрацию к этому рассказу. Сначала думалось, что изображения будут мрачными и однотонными, исполненными бóльшей частью в технике графика, но результат удивил: практически все учащиеся смогли изобразительно увидеть текст, воспроизвести словесный образ с помощью карандашей, красок и т.д

Иллюстрации все были цветными: учащиеся добавили красок, увидели цветок таким, каким они хотели его увидеть.

В рассказе не назван конкретный вид цветка, но учащиеся, не сговариваясь, определили его цвет – желтый: как солнышко, дарящее радость окружающим и тепло вокруг себя. Позже ученики делились впечатлениями, что, несмотря на сложный язык текста и мрачность повествования, рассказ им понравился именно после того, как они создали к нему иллюстрацию, будто почувствовали себя творцами нового живого существа, наделив цветок цветом, лепестками и листиками.

В целом на занятиях по любому предмету педагог может подтолкнуть абсолютно любого учащегося к творческой, научной, спортивной или любой иной деятельности. Никогда неизвестно наверняка, что интересует ребенка, о чем он сокровенно мечтает. Зачастую он сам этого не осознает. И наша задача заключается в том, чтобы вовремя увидеть в нем движение, появление заинтересованности в чем-либо, а затем умело руководить и направлять школьника в его поисках.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *