Жанр Миниатюры на занятиях по русскому языку как иностранному

ст. преподаватель Подготовительного факультета для иностранных учащихся  Казанский федеральный университет
Эксперт: методика преподавания языков

Применение жанра миниатюры в преподавании русского языка как иностранного преследует несколько прагматических и практических целей:

  • это работа с художественным текстом,
  • это погружение в культурное пространство страны изучаемого языка,
  • знакомство с ментальными чертами носителей и, как следствие, более лѐгкая адаптация в новых условиях.

Узнать о том, какие учебники  применяют преподаватели РКИ на занятиях, можно, посмотрев серию вебинаров на EduNeo

Каждая коммуникативно значимая речевая единица по-своему отражает менталитет народа и национальный колорит, а значит, воспитывает должное отношение к тем, кто говорит на этом языке.

В основе работы над жанром миниатюры лежит ключевой принцип от формы к смыслу, который при использовании на практике многократно закрепляется и улучшает понимание иностранцами культурологической и страноведческой информации.

При знакомстве с чем-то новым каждый человек проходит несколько стадий:

-узнавания,

– понимания,

– принятия,

– любви.

Это позволяет раздвинуть границы аудиторной и самостоятельной работы, контактно или дистанционно применить на занятиях  различные методы и игровые формы.

Этапы работы

  • На ознакомительном этапе предлагается экскурс в жанр миниатюры в живописи.

Можно объяснить, что в старину миниатюрой называли заглавную букву, картинку или книжную заставку, выполненную красной краской, а затем вообще  все изображения в малом виде.

Показать картины из Палеха и совместно подготовить рассказ о том, что на них изображено по схеме:
тематика, времена года, сюжет, настроение, основные образы на переднем и заднем плане.

  • На следующем этапе предполагается знакомство с музыкальной миниатюрой.

Жанр музыкальной миниатюры очень широко представлен в русской музыке XIX–XX вв. Это сказочные сюжеты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Лядова, А. Скрябина и др.

  • Если группа учащихся начала изучать предметы специализации (математику, физику), то ей вполне по силам будет фрагмент весѐлой  миниатюры «Аксиома» А. Курляндского и А. Хайта.

Вопросы к миниатюре:
математические:

  1. Что такое аксиома и теорема?
  2. Кто такой Евклид и почему геометрия называется неевклидовой?

философские

  1. Что значит спорить, дискутировать?
  2. Кто прав или не прав?
  3. Любите ли вы спорить и на какие темы?

Преподаватель же закономерно подводит слушателей к активизации речевой деятельности, как монологической, так и диалогической, при обсуждении деталей текста или авторского замысла.

Для тех, кто хочет актуализировать свои знания по постановке вопросов к учебным текстам, советуем пройти мастер-класс по “Функциональному чтению”.

Чтение театральной миниатюры на занятии позволяет разыграть еѐ по ролям и представить себя в образе артиста, подготовив в группе мини-постановку.

На каждом этапе (в особенности, на начальном) текстовый материал должен быть отобран в соответствии с уровнем владения языком. Например, при подготовке собственных записей, выборе видео- и аудиоматериалов сценических
миниатюр, зарисовок в записи известных российских артистов или при знакомстве с историей создания лаковой миниатюры из видеосерии под общим заголовком Мульти-Россия.

О том, как выстроить работу в режиме онлайн поддержки для своих студентов, можно узнать из мини-курса “Онлайн-урок РКИ”

Для продвинутого уровня

  • предлагаются литературно-художественные миниатюры: стихотворные, прозаические, философские. Среди создателей лирических миниатюр популярные писатели К.Случевский, И.Бунин, В.Короленко, А.Куприн, В.Шукшин и поэты Б.Окуджава, Ю.Друнина, С.Маршак, Е.Евтушенко. К русским миниатюрам XIX века относятся знаменитые стихотворения в прозе И.Тургенева.
  • произведения современных молодых авторов можно найти интересные тексты, например, прозаические миниатюры Е.Вольвач «Кошелѐк», «Круглая дура», «Монолог каблука» или «Будильник» Л.Петрушевской.

Комментарий преподавателя должен углублять имеющиеся знания и фокусировать основные моменты в содержании миниатюры.

При проведении основной работы с текстом миниатюры требуется обратить внимание на ключевые слова, словосочетания, смысловые части и строфы (если это стихотворный текст), в целом на контекст.

Необходимо, чтобы учащиеся целостно воспринимали изучаемый язык и с интересом постигали его культуру, литературу и историю, искали способы включения новых слов и знаний в свой активный словарь.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *