Применение жанра миниатюры в преподавании русского языка как иностранного преследует несколько прагматических и практических целей:
- это работа с художественным текстом,
- это погружение в культурное пространство страны изучаемого языка,
- знакомство с ментальными чертами носителей и, как следствие, более лѐгкая адаптация в новых условиях.
Узнать о том, какие учебники применяют преподаватели РКИ на занятиях, можно, посмотрев серию вебинаров на EduNeo
Каждая коммуникативно значимая речевая единица по-своему отражает менталитет народа и национальный колорит, а значит, воспитывает должное отношение к тем, кто говорит на этом языке.
В основе работы над жанром миниатюры лежит ключевой принцип от формы к смыслу, который при использовании на практике многократно закрепляется и улучшает понимание иностранцами культурологической и страноведческой информации.
При знакомстве с чем-то новым каждый человек проходит несколько стадий:
-узнавания,
– понимания,
– принятия,
– любви.
Это позволяет раздвинуть границы аудиторной и самостоятельной работы, контактно или дистанционно применить на занятиях различные методы и игровые формы.
Этапы работы
- На ознакомительном этапе предлагается экскурс в жанр миниатюры в живописи.
Можно объяснить, что в старину миниатюрой называли заглавную букву, картинку или книжную заставку, выполненную красной краской, а затем вообще все изображения в малом виде.
Показать картины из Палеха и совместно подготовить рассказ о том, что на них изображено по схеме:
тематика, времена года, сюжет, настроение, основные образы на переднем и заднем плане.
- На следующем этапе предполагается знакомство с музыкальной миниатюрой.
Жанр музыкальной миниатюры очень широко представлен в русской музыке XIX–XX вв. Это сказочные сюжеты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Лядова, А. Скрябина и др.
- Если группа учащихся начала изучать предметы специализации (математику, физику), то ей вполне по силам будет фрагмент весѐлой миниатюры «Аксиома» А. Курляндского и А. Хайта.
Вопросы к миниатюре:
–математические:
- Что такое аксиома и теорема?
- Кто такой Евклид и почему геометрия называется неевклидовой?
–философские
- Что значит спорить, дискутировать?
- Кто прав или не прав?
- Любите ли вы спорить и на какие темы?
Преподаватель же закономерно подводит слушателей к активизации речевой деятельности, как монологической, так и диалогической, при обсуждении деталей текста или авторского замысла.
Для тех, кто хочет актуализировать свои знания по постановке вопросов к учебным текстам, советуем пройти мастер-класс по “Функциональному чтению”.
Чтение театральной миниатюры на занятии позволяет разыграть еѐ по ролям и представить себя в образе артиста, подготовив в группе мини-постановку.
На каждом этапе (в особенности, на начальном) текстовый материал должен быть отобран в соответствии с уровнем владения языком. Например, при подготовке собственных записей, выборе видео- и аудиоматериалов сценических
миниатюр, зарисовок в записи известных российских артистов или при знакомстве с историей создания лаковой миниатюры из видеосерии под общим заголовком Мульти-Россия.
О том, как выстроить работу в режиме онлайн поддержки для своих студентов, можно узнать из мини-курса “Онлайн-урок РКИ”
Для продвинутого уровня
- предлагаются литературно-художественные миниатюры: стихотворные, прозаические, философские. Среди создателей лирических миниатюр популярные писатели К.Случевский, И.Бунин, В.Короленко, А.Куприн, В.Шукшин и поэты Б.Окуджава, Ю.Друнина, С.Маршак, Е.Евтушенко. К русским миниатюрам XIX века относятся знаменитые стихотворения в прозе И.Тургенева.
- произведения современных молодых авторов можно найти интересные тексты, например, прозаические миниатюры Е.Вольвач «Кошелѐк», «Круглая дура», «Монолог каблука» или «Будильник» Л.Петрушевской.
Комментарий преподавателя должен углублять имеющиеся знания и фокусировать основные моменты в содержании миниатюры.
При проведении основной работы с текстом миниатюры требуется обратить внимание на ключевые слова, словосочетания, смысловые части и строфы (если это стихотворный текст), в целом на контекст.
Необходимо, чтобы учащиеся целостно воспринимали изучаемый язык и с интересом постигали его культуру, литературу и историю, искали способы включения новых слов и знаний в свой активный словарь.
Статьи по теме
- Игровые упражнения в рамках темы “Одежда” на занятиях РКИ
- Стикеры на уроках русского языка и русского как иностранного: способы применения
- Реклама как дидактическая составляющая на занятиях РКИ
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- Инструменты геймификации: как добавить FUN в обучение (на конкретном примере)
- 5 этапов создания веб-проекта в сфере образования
- Мобильные технологии в обучении английскому языку: 11 советов преподавателям