Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Без функционального чтения невозможно формирование критического мышления. Следовательно, надо учиться читать под определенным углом. На помощь учителю приходит один из приемов  – ИНСЕРТ.

Этот прием является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

Если вы учитель русского или английского языков и хотите проработать или “освежить” свои навыки работы с текстом в аспекте Функционального чтения, то приглашаем вас на мастер-класс

Перед началом работы учеников знакомим с рядом значков:

  • V — «Эта информация мне уже известна»;
  • + — «Новые факты для меня»;
  • — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
  • ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не пачкать книги. 

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

Чему это учит?

  • распределять материал на главный и второстепенный.
  • оценивать информацию
  • ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации.
  • самостоятельно работать с информацией.
  • делать выводы.

Когда можно применять ИНСЕРТ на уроке?

  • В начале урока, для мотивации учащихся.

В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение.

Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика.

Затем переносим эти данные в таблицу и пытаемся создать свой текст для письма или пересказа.

  • на этапе осмысления информации.

Учитель определяет время и фрагмент для работы с пометками. Напоминает ученикам правила работы с пометками. Обозначить время на работу (учесть индивидуальные особенности учеников).

  • на этапе рефлексии. Создаем таблицу по тексту.

Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть чтением несплошного текста. Усвоенное знание проговаривается.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Для работы с любыми видами таблиц, вернее для подготовки рассказа по таблице, можно предложить учащимся речевые клише.

Ознакомиться с основными понятиями “Функционального чтения” можно, прослушав запись вебинара

Таким образом, “Инсерт” – приём технологии развития критического мышления. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

 

 

 

Статьи по теме

One thought on “Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *