Без функционального чтения невозможно формирование критического мышления. Следовательно, надо учиться читать под определенным углом. На помощь учителю приходит один из приемов – ИНСЕРТ.
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.
Если вы учитель русского или английского языков и хотите проработать или “освежить” свои навыки работы с текстом в аспекте Функционального чтения, то приглашаем вас на мастер-класс
Перед началом работы учеников знакомим с рядом значков:
- V — «Эта информация мне уже известна»;
- + — «Новые факты для меня»;
- — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
- ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не пачкать книги.
После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:
Чему это учит?
- распределять материал на главный и второстепенный.
- оценивать информацию
- ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации.
- самостоятельно работать с информацией.
- делать выводы.
Когда можно применять ИНСЕРТ на уроке?
- В начале урока, для мотивации учащихся.
В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение.
Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика.
Затем переносим эти данные в таблицу и пытаемся создать свой текст для письма или пересказа.
- на этапе осмысления информации.
Учитель определяет время и фрагмент для работы с пометками. Напоминает ученикам правила работы с пометками. Обозначить время на работу (учесть индивидуальные особенности учеников).
- на этапе рефлексии. Создаем таблицу по тексту.
Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть чтением несплошного текста. Усвоенное знание проговаривается.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Для работы с любыми видами таблиц, вернее для подготовки рассказа по таблице, можно предложить учащимся речевые клише.
Ознакомиться с основными понятиями “Функционального чтения” можно, прослушав запись вебинара
Таким образом, “Инсерт” – приём технологии развития критического мышления. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.
Другие статьи автора
- Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам "Педагогической эвристики" В.Соколова")
- 5 упражнений для развития творческого мышления
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
Статьи по теме
- Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
- Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
Действенный прием, что-то подзабыла, стоит возобновить