Моя счастливая девятка, или Существует ли идеальный учебник РКИ?

Aвтор материала: Бекезина Татьяна -
преподаватель русского языка как иностранного в Educacentre Language School (Санкт-Петербург)
Эксперт: методика преподавания РКи и иностранных языков

Молодые специалисты часто интересуются, есть ли идеальные учебники и пособия грамматике РКИ.

Как и другие преподаватели РКИ, в своей работе я использую разные материалы как для обучения грамматике и другим аспектам языка, так и для обучения различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму).

Однако среди своих «настольных книг», эффективно используемых и при работе в группе, и при индивидуальных консультациях, хочу выделить следующие:

  • Учебное пособие Хаврониной С.А. и Широченской А.И. «Русский язык в упражнениях» (Издательство «Русский язык. Курсы», Москва)

Этот классический учебник для изучающих русский язык как иностранный издаётся в трёх вариантах:

-для говорящих на английском языке,

-на испанском

-на немецком.

Данное учебное пособие можно использовать как самостоятельно, так и в дополнение к любому начальному курсу русского языка.

Состоит из двух частей: вводный лексико-грамматический курс и  основной курс, включающий в себя изучение падежей существительных, прилагательных, личных и притяжательных местоимений, изучение основных глаголов движения, основных значений видов глагола, глаголов с суффиксом –СЯ, сложных предложений, прямой и косвенной речи, а также причастий и деепричастий.

Пособие содержит:

  1. разнообразные упражнения, направленные на выработку правильных и прочных грамматических навыков, необходимых для овладения речью на русском языке.
  2.  грамматические таблицы, краткие комментарии и ключи ко многим упражнениям.

Учебник пользуется успехом у иностранных студентов как в России, так и за рубежом.

Некоторым преподавателям данный учебник не нравится из-за наличия устаревшей лексики (например, «магнитофон», «товарищ»), однако таких слов немного, студенты с удовольствием узнают значения, этимологию этих слов.

Для себя в качестве минуса отметила отсутствие изданий данного пособия для говорящих на французском, арабском, китайском языках и на фарси, поскольку при изучении русского языка по этому учебнику студенты всегда высказывают желание приобрести его для дальнейшей работы.

  • «Практикум по русской грамматике» в 2 частях. Авторы: Бабалова Л.Л. и Кокорина С.И. (Издательство «Русский язык. Курсы», Москва)

Первая часть практикума «Корректировочный курс: падежные формы имён и систем глаголов» содержит материал, рассчитанный на иностранных учащихся, владеющих русским языком на уровне А2 (базовый уровень).

Данный материал носит повторительный характер и способствует выработке автоматизма в употреблении основных форм, в связи с чем данное пособие содержит большое количество тренировочных упражнений. Учебник не может служить самоучителем. Курс рассчитан приблизительно на 72 часа аудиторной работы.

Вторая часть практикума «Синтаксис простого и сложного предложения» рассчитана на иностранных учащихся, владеющих русским языком на уровне В1 (первый сертификационный уровень) и выше. Основное содержание данного пособия составляют тренировочные упражнения, предваряемые кратким комментарием. При выполнении данных упражнений, как и в первом случае, предполагается контроль со стороны преподавателя. Пособие включает в себя два раздела: «Простое предложение» и «Сложное предложение». В первом разделе модели русского простого предложения сгруппированы на основе семантических параметров.

Несмотря на довольно неудобное содержание первой части, обе книги радуют обилием информации, интересными упражнениями и текстами.

Чтоб узнать, какие учебники можно использовать для слушателей уровня А1, нужно посмотреть Серию вебинаров “Какой учебник выбрать?”

  • «Чистая грамматика» Ласкарева Е.Р. (Издательство «Златоуст», Санкт-Петербург)

В книге, адресованной иностранным учащимся с первым сертификационным уровнем владения русским языком, представлены такие грамматические темы, как «Падежи», «Вид глагола», «Глаголы движения», «Причастия и деепричастия».

Изюминкой книги является тема «Приставочные глаголы», включающая в себя описание глаголов «писать», «читать», «говорить», «сказать», «смотреть», «глядеть», «видеть», «слушать», «слышать», «думать», «работать», «делать», «готовить», «жить» в сочетании с различными префиксами, а также с возможным постфиксом –СЯ.

Данное пособие является комплексом упражнений с грамматическими и стилистическими комментариями, материал которого организован по принципу нарастающей сложности и развивает языковую и речевую компетенции учащихся до уровня В2, С1 (а в некоторых случаях позволяет приблизиться к С2). Расширение лексического запаса происходит в рамках изучения грамматических тем.

В конце пособия размещены контрольные тесты и ключи к основным упражнениям.

  • «Прогулки по русской лексике» Ласкарева Е.Р. (Издательство «Златоуст», Санкт-Петербург)

Данное пособие включает в себя три раздела: «Темы для общего владения русским языком», «Состав слова» и «Темы для изучения при высоком уровне владения русским языком».

В первом разделе представлены антонимы, синонимы, иностранные слова и официальная лексика.

Во втором разделе проводится анализ слов, образованных различными способами.

В третьем разделе учащиеся знакомятся и изучают близкие по значению слова, паронимы, идиомы, пословицы и поговорки, просторечную лексику, делают упражнения на отработку и активизацию лексической сочетаемости.

Специальными значками обозначены упражнения для учащихся с элементарным и базовым уровнями владения русским языком, упражнения для тех, кто имеет первый сертификационный уровень, и для тех, чей уровень владения выше.

Упражнения сопровождаются комментариями, в конце книги даны ключи – таким образом, данное пособие может использоваться учащимися как для самостоятельной работы, так и для работы с преподавателем. Данное пособие незаменимо для подготовки к прохождению тестирования по русскому языку.

  • «Глаголы движения – без ошибок» Скворцова Г.Л. (Издательство «Русский язык. Курсы», Москва)

Говорят, что самый страшный сон для иностранца – это составить предложение со словом «идти».

Данное пособие знакомит иностранных учащихся с основными закономерностями функционирования глаголов движения в речи (без приставок и с приставками), предупреждает ошибки на смешение близких по значению глаголов, даёт представление об употреблении их в переносном значении.

Оно предназначено для учащихся, владеющих русским языком на базовом уровне.

Материал подаётся от общего к частному. Для закрепления и активизации материала автор максимально использовал задания с опорой на зрительный ряд (в пособии много рисунков).

В пособии имеются также интересные художественные тексты, поговорки, микротексты с занимательной информацией, контрольные задания и ключи. В конце книги предлагается адаптированный текст романа А.Р.Беляева «Человек-амфибия», в котором встречаются глаголы движения в прямом и переносном значениях. Студенты с удовольствием работают по данному пособию.

  • «Виды русского глагола: значение и употребление: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык» Караванов А.А. (Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону)  

Данную книгу можно использовать не только в качестве практического пособия, но и как справочное издание. Она незаменима для тех иностранцев, кто желает успешно сдать тесты по русскому языку.

Представляет собой свод правил, представленных в логической последовательности и сопровождающихся языковыми моделями и тренировочными упражнениями.

При самостоятельной работе данное пособие рассчитано на учащихся с уровнем владения русским языком не ниже первого сертификационного.

Включает в себя следующие разделы:

  1. «Ограничения в сочетаемости видов»,
  2. «Ограничения в сочетаемости видов, связанные с их аспектуальными значениями»,
  3. «Аспектуальные значения видов»,
  4. «Модальные и модусные значения видов»
  5. «Некоторые особенности употребления видов в сфере результативных глаголов».

Если вы хотите узнать, какие учебники выбирают ваши коллеги для своих слушателей на уровне А2-В, то посмотрите Серию вебинаров “Какой учебник выбрать? Часть 2”.

  • «Всему своё время: Средства и способы выражения времени в русском языке» Хавронина С.А., Казнышкина И.В. (Издательство «Русский язык. Курсы», Москва)

 

Одна из наиболее интересующих иностранных учащихся тем – это тема выражения времени.

Данное пособие полностью посвящено этой теме и включает в себя три раздела, содержащих информацию о выражении времени действия в простом, сложноподчинённом предложениях, в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Книга содержит таблицы, тренировочные упражнения, игровые и тестовые задания, ключи к ним, а также тексты, имеющие познавательную культурологическую и страноведческую ценность. Предназначено пособие для учащихся, имеющих базовый уровень владения русским языком.

  • «Русские числительные в таблицах, комментариях и упражнениях (сборник упражнений по русскому языку для иностранцев) Котвицкая Э.С. (Издательство Московского университета)

 

Ещё одна тема, пугающая иностранных учащихся – склонение числительных.

Цель данного пособия – научить учащихся разного уровня подготовки свободному пониманию и употреблению в письменной и устной речи всех видов числительных. В пособие включены таблицы, комментарии, различные виды упражнений, тексты, контрольные тесты. Особенно полезно данное пособие для учащихся естественно-научного профиля.

  • «Непропавшие сюжеты: пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык» Александрова А.С., Кузьмич И.П., Мелентьева Т.И. (Издательство «Русский язык. Курсы», Москва)

Не буду лукавить: это моё любимое пособие, зачитанное мною со студентами до дыр.

Предназначено оно для иностранных учащихся, владеющих русским языком на первом сертификационном уровне и выше.

Включает в себя адаптированные рассказы русских писателей и снабжено серией лексико-грамматических упражнений и заданий, способствующих совершенствованию языковой компетенции и направленных на развитие речевых навыков.

К заданиям в конце книги даны ключи.

Авторы рассказов данного сборника: И.А.Бунин, А.Грин, А.П.Чехов, А.И.Куприн, Н.С.Лесков, Б.Ш.Окуджава, К.Г.Паустовский, А.С.Пушкин, Н.Д.Телешов, Н.П.Огарёв, Ф.А.Искандер, Ф.М.Достоевский, М.Горький, В.М.Гаршин, В.В.Вересаев.

Студенты с удовольствием читают и обсуждают эти произведения и на индивидуальных занятиях, и при работе в группе. Прекрасное сочетание встречи с прекрасным и закрепления грамматических навыков.

Как видите, у меня получился список совсем не маленький. И при этом он совсем не полный – к каждой теме можно подобрать материал и в других пособиях.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *