На современном уроке литературного чтения и русского языка особое значение уделяется формированию читательской деятельности, в результате чего у детей должны появиться интерес и мотивация к чтению. А ведь работу с текстом, пониманию его глубокого смысла, нужно начинать задолго до того, как ребёнок научится читать.
Возможно, вам будет интересна онлайн-конференция “Чтение с детьми 5-9 лет”
В период дошкольного детства ребенок знакомится и узнает много произведений фольклорного жанра: загадки, скороговорки, небылицы, заклички, дразнилки, считалки, страшилки и т.д
Но взрослым нужно не только познакомить ребёнка с данными произведениями, но и объяснить их скрытый смысл. Ведь по традиции эти произведения восходят к творчеству взрослых, но со временем некоторые из них стали забавой и игрой только для детей. Помочь ребенку разобраться в смысле и значении данных произведений, конечно, должен взрослый.
Например, заклички.
- Что это такое?
- Что должен знать ребёнок про них?
- Чему они учат?
- Какой скрытый смысл содержат?
Заклички – от слова «закликать», то есть «звать, просить, приглашать, обращаться». Часто дети кричат заклички, чаще всего нараспев, не понимая их глубокого смысла. А ведь их происхождение теряется в глубине веков. Когда-то они входили в ритуальные комплексы, посвящённые заклинанию сил природы для обеспечения урожая или удачной охоты, рыбалки.
К кому же обращались люди? Зачем?
Эти обращения были к солнышку, радуге, дождю. Песенные заклички преисполнены веры во всемогущие силы земли, неба и воды. Народ верил, что если попросить у неба дождя, то он обязательно его даст.
Дети бегали по улице, просили дождик поливать, чтобы был хороший урожай. Если дождь был не нужен, лил несколько дней и был во вред посевам, мешал полевым работам, то тогда уже кричали заклички о солнышке и радуге.
И надо сказать, крестьянские дети понимали смысл этих закличек. Ведь в старину дети рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых. Нашим современным детям в этой закличке может быть много непонятного:
- Что такое ковш?
- Что значит «поливать ковшом»? Какой дождь будет тогда?
- Что значит «бабью рожь», «мужичий овёс», «девичью гречу», «маличье просо»?
Подобные заклички – благодатная почва для беседы с детьми о земледелии, о нелегком труде крестьян.
- Что такое земледелие?
- Кто такой земледелец?
- От чего зависел урожай земледельца? и т.д.
В беседе, говоря о труде человека, подводим к тому, что результат, конечно, зависит от его трудолюбия, а для урожая ещё необходимы хорошие погодные условия, солнышко и влага. Именно поэтому в закличках часто просят тепла и дождя.
Анализ заклички. Как построить беседу с детьми на уроке при изучении закличек?
Закличка.
Хлебушко, расти,
Времечко, лети!
Радуга-дуга, не давай
Дождя!
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие обращения к животным.
Примечание: взрослым важно помнить о том, что нужно использовать любую возможность, любые тексты, чтобы пояснить детям сведения об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы.
Например, можно поставить проблемный вопрос на уроке: Почему, когда влаги земле уже было достаточно, просили прийти радугу?
И здесь дети узнают научный факт: радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды, парящими в атмосфере. То есть радуга появляется после дождя, когда в воздухе много влаги.
Заклички и приговорки принято объединять в календарный детский фольклор. Этим термином подчеркивается их связь с определённым временем года, погодой, праздником.
Как замотивировать ребенка к чтению? Вопрос, который волнует и многих учителей, и родителей. Читать нужно то, что интересно! А детский фольклор богат и разнообразен своими короткими, интересными и часто весёлыми произведениями. Кстати, выучить наизусть заклички и приговорки тоже не составит труда. Ведь обычно они в стихотворной форме!
Другие статьи автора
Статьи по теме
- Как научить читать, или Краткий обзор методик обучения чтению
- Виммельбух: как читать и как работать?
- Чтение с комментариями: что и как?
- Создаем поликультурную среду на уроках литературы: примеры произведений и работ учащихся
- Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка