Одной из задач уроков литературного чтения и русского языка является овладение навыками смыслового (продуктивного) чтения младшими школьниками при работе с текстами различных жанров.
Смысловое чтение требует сложного набора умений и навыков, включая способность находить фактуальную информацию, анализировать, синтезировать, оценивать и использовать полученную информацию для решения учебных задач.
Соответственно, все задания по русскому языку и литературному чтению направлены на проверку многих умений, в том числе и этих:
- формулирование главной мысли текста;
- составление плана текста;
- составление вопросов к тексту;
- работа с синонимами;
- толкование значения фразеологических оборотов.
Считаю, что формирование предметных и метапредметных умений возможно при соблюдении нескольких условий:
- При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно подходить к подбору заданий. Он должен понимать, какое умение будет формировать то или иное задание, будь то задание из учебника или из любого другого источника.
- Нужно использовать, в первую очередь, возможности учебников, хотя для формирования некоторых умений недостаточно заданий учебника.
- Необходимо проводить определённую работу на уроке так, чтобы каждый ученик понимал, с какой целью он выполняет задание, какое умение оно формирует.
- Именно поэтому вопросы ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? не должны быть формальными:
*Чему мы будем учиться, выполняя это задание?
*Зачем мы выполняем это задание?
*Как, в каком порядке будем выполнять?
*Какие умения формирует (проверяет) данное задание?
Выделение (формулирование) главной мысли текста – один из самых важных показателей понимания прочитанного.
Вебинар “Функциональное чтение” поможет вам организовать работу с текстом на уроке русского языка
Почему школьникам трудно определить главную мысль текста?
Причин может быть много, но некоторыми из них, на мой взгляд, является недопонимание текста и неумение кратко и понятно выразить словами собственные мысли на письме.
Как обычно мы выстраиваем работу по определению главной мысли текста на уроке?
- После прочтения произведения задаёт вопрос «Что хотел сказать автор текста?».
Учителю сразу хочется увидеть и услышать, что ученик понял главную мысль текста. А на самом деле понимание главной мысли текста – это очень большая и серьёзная работа, которой необходимо обучать.
Чаще всего в обсуждении участвуют далеко не все школьники, именно поэтому и главную мысль далеко не каждый ребёнок сможет сформулировать.
А как надо бы?
- Важными составляющими умениями, приближающими каждого ученика к пониманию и осознанию главной мысли любого текста являются:
*вычерпывание смыслов из каждого слова, словосочетания, предложения, то есть осмысленное чтение;
*ведение диалога с текстом, то есть подробный анализ текста;
*выделение ключевых слов текста;
*постоянное прогнозирование текста на всех уровнях – от слова или словосочетания до всего текста.
-
- Обучающий процесс выделения главной мысли на уроке организует и направляет учитель, предлагая вопросы и задания.
- Помощь в нахождении главной мысли текста может оказать составление плана. Ведь абзац – это логическое членение текста на микротемы. Ученику легче сначала определить главное в абзаце, а затем в тексте.
- Можно предложить ученикам следующее задание.
Прочитайте предложение:
В ЛЕСУ КАЖДЫЙ ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ ПО-СВОЕМУ
- Докажите, что это предложение.
Обучающиеся вспоминают:
*в предложении всегда выражается мысль;
*слова связаны между собой по смыслу и располагаются так, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
- Как эту мысль превратить в текст? (Добавить несколько предложений)
- Что такое текст? (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называется текстом)
- Подумайте, о чём хочется сказать в этом тексте?
- Вам предлагаются следующие предложения.
ПТИЦЫ ПРИНОСЯТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ
ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ
БАБОЧКИ, СТРЕКОЗЫ, ЖУКИ – ЭТО НАСЕКОМЫЕ
НАСЕКОМЫЕ ПРЯЧУТСЯ ПОД КОРУ ДЕРЕВЬЕВ И ЗАСЫПАЮТ
- Прочитайте и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет.
- Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1-е предложение.Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?
- Подставьте 2-е предложение. Подходит ли оно?
- Подставьте 3-е предложение, 4-е предложение. Получился ли текст? Прочитайте его полностью.
- Докажите, что получился текст.
- Определите главную мысль этого текста.
Кроме этого приёма в урок необходимо включать и другие, соответствующие возрасту и уровню развития обучающихся. Например, «Составление рассказа по предложению», «Сочинение по пословице» и др.
Применение подобных приёмов способствует развитию речи и творческого воображения. Кроме этого некоторые из них направлены на коллективное творчество, например, приём «Друг за другом расскажите о…». Здесь же целесообразно включать работу с лексическим значением слов и прогнозированием содержания текста. Для достижения хорошего результата необходимо использовать любой приём в системе.
- Прием “Телеграмма”.
Суть данного приёма в том, чтобы составить телеграммы по предложенному тексту. В телеграмме «дорого» каждое слово.
Составить телеграмму – значит в одном предложении точно сформулировать главное в тексте. Для этого необходимо выделить главную информацию. Это может быть краткая формулировка информации текста, его темы, главной мысли, то есть то, о чём и что говорится в тексте. В ходе этой работы должна быть кропотливая работа со словом. А именно отделение (выбор) ключевых слов от тех слов, которые не несут существенной смысловой нагрузки. Обучение данному приёму нужно начинать с небольших текстов, в которых даются очень понятные каждому ребёнку жизненные ситуации.
Научиться создавать качественные материалы для уроков можно на мини-курсе “Создание рабочих листов”
Например, составим телеграмму к стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Что случилось? Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку!
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.
– Это необыкновенно! –
Все кричат ему с моста.
– Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего спас.
Предварительно с обучающимися проведена работа по выделению в тексте ключевых слов. Затем школьники, используя данные слова, пишут телеграмму.
Используемые учителем приёмы работы над понимаем текста разнообразят работу на уроке, ведут к лучшему пониманию текста, к развитию творческих способностей, а также мотивируют обучающихся к учебной деятельности и чтению книг.
Другие статьи автора
- Нет проблем? Учись их создавать, или Проблемные вопросы на уроках литературного чтения
- "Жемчужина русской речи": организуем работу с фразеологизмами
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Учим алфавит
- Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек
- Смысловое чтение: анализируем сказку "Теремок"
Статьи по теме
- 6 способов удержать внимание учеников в онлайне
- Формирующее оценивание в ходе занятия: четыре простых приема
- Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать
- “Ось времени”: играем на уроках литературы
- Странствия с Одиссеем, или три урока литературы в пятом классе
- Обучение выразительному чтению: темп, ритм, интонация
- Буктрейлер: развитие монологической речи обучающихся
Благодарю за полезную информацию!