Применение игровых методик в преподавании иностранного языка

Aвтор материала: Нарина Багдасарян -
Автор - руководитель онлайн школы иностранных языков Alfa School
Эксперт: методика преподавания языков, организация работы педагогов
Проект автора: Alfa School

Всем известно, что игра – это проекция нашей действительности. Через игру познается мир, совершенствуются коммуникативные способности, увеличивается количество навыков и приемов, применяемых в настоящей жизни. Развиваются память, воображение, внимательность. Игра является основной деятельностью детей, но и взрослые с удовольствием включаются в игровой процесс, когда это возможно.

Возможно, вам будет интересен мини-курс “Игры на уроках РКИ”

Важным фактором условий применения игровых методов в учебном процессе является усвоение материала, не прибегая к стандартной зубрежке.

Классификация языковых игр

  • Лексические. Подразумевается освоение новых слов, выражений, словосочетаний. Языковой материал закрепляется в реальном общении. Чаще всего – это ситуации из жизни, игра в магазин, кафе и т. п., когда на конкретных примерах изучается и расширяется словарный запас.

Например, “Запоминашка”. Каждый ученик получает набор карточек с различными словами. Игроки должны быстрее других распределить слова, написанные на карточках по определённым лексическим темам. Выигрывает тот, кто раньше всех справился с заданием. В конце игры игроки зачитывают слова, стараясь запомнить как можно большее количество слов из прочитанного.

  • Грамматические. Изучение устойчивых грамматических конструкций, создание игровых ситуаций для их механического употребления.

Например, «Переделки». Учащимся даётся несколько предложений и задание переделать это предложение, например, убрав только одно слово, добавив окончание или поменяв слова местами. Игра демонстрирует, насколько хорошо ребёнок знает правила построения предложений в разных временах и умеет эти времена сравнивать между собой.
Задание: Переделать предложение, убрав одно слово. I will swim in the river. («переделка»: I swim in the rive)

  • Фонетические. Разработка артикуляционного аппарата, четкое произношение звуков, интонации. Этому способствуют игровые приемы типа «громче-тише».

Например, «Найди, в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить». Учитель показывает ученикам картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. слушатели должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с учениками до начала игры).

  • Орфографические. Чистое написание букв и слов. Здесь подключаются изобразительные приемы, рисуем разными цветами, шрифтом.

Например,«Add consonants». Учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова. Например, дается сочетание букв «аi». Возможные слова: tail, pail, pain, main. Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду.

  •  Речевые. Добавляются игровые моменты, способствующие обучению ведения диалога, связному выражению мыслей, развитию коммуникативных навыков.

Например, Игра «Маленькая ложь» как раз и может стать таким заданием. Попросите студентов задавать друг другу вопросы личного характера из тех, что вы уже проходили (например, What is your name? What is your address? Where are you from? How old are you?). Отвечающий должен ответить на все вопросы правдиво, и лишь в одном ответе соврать. Задача остальных членов группы определить, какой ответ не был правдивым.

  • Аудиальные. Развитие навыка слушать и понимать собеседника.

Например, « Clap – Clap». Учитель называет слова по изученной теме. Учащиеся должны делать хлопок после каждого слова. Если же называется слово из другой темы – хлопка нет.
Volleyball, basketball, hockey, tennis, leap – frog, grey bird, hide – and – seek…
Grandmother, grandfather, uncle, teacher, sister, brother…

Опытные педагоги применяют «Венок игр» – несколько игровых моментов, связанных общей темой, плавно перетекающих в одну общую игру. Занятия не будут скучными и однообразными, если будет чередование игр фронтальных и парных, устных и письменных, применение игр с творческой направленностью.

Влияние игровых форм обучения на учебно-воспитательный процесс

• игра не оставляет равнодушным, втягивает в познавательный процесс каждого отдельно и всех вместе, помогая управлять учебным процессом в целом;
• игра является особым видом практики, учащиеся усваивают гораздо больше предлагаемой информации;
• игра – это возможность самовыражения и саморазвития ее участников;
• игра предполагает достижение определенного результата, стимулирует выработку стратегии, настраивает на победу;
• в игре все первоначально равны, результат зависит от самого игрока, уровня его знаний и умений.

В игре все равны. Даже новичок, не обладающий еще достаточным количеством знаний может принять в ней участие. Бывает и так, что находчивость и сообразительность компенсируют пробелы в предмете.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Образовательные игры. Как организовать увлекательную групповую работу онлайн”

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий позволяют преодолеть стеснительность, страх перед неправильным употреблением лексики и произношением, что положительно сказывается на результатах обучения.

Основные критерии подбора и проведения игр

Игровые приемы обучения вызывают ассоциации с обучением детей дошкольного или младшего школьного возраста. Однако и применение игровых методик в обучении взрослых учащихся являются не менее эффективными, если учитывать некоторые правила:

1. И преподаватель, и студенты должны четко понимать цели игры и результат, который должен быть достигнут;
2. Игра должна быть актуальной, вызывать интерес у студентов;
3. Должна быть выбрана правильная и убедительная мотивация студентов для проведения занятий в игровой форме;
4. Преподаватель должен соотносить уровень сложности игры с уровнем знаний студента. Не стоит пытаться «прыгнуть выше головы», это может привести к разочарованию и обратному результату.
5. Преподаватель всегда должен реально оценивать время проведения игры на занятии, и, если нужно, уметь сокращать.
6. Необходимо заранее продумать и подготовить все материалы, необходимые для игры;
7. Необходимо проводить обратную связь после игры для закрепления ее результата.

Игра предусматривает активное участие каждого обучаемого в деятельность, помогая в формировании собственной личности. Развивает интеллектуальные способности, ведь чтобы участвовать и выигрывать, необходимо выучить лексику, запомнить грамматические конструкции. В процессе групповых игр развиваются такие качества личности, как самостоятельность, взаимовыручка, сотрудничество, умение находить правильное решение.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *