Виммельбух: как читать и как работать?

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Для начала стоит, конечно, пояснить, что такое Виммельбух и для чего их читают, рассматривают, работают.

Виммельбухи – это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».

Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.

Возможно вам будет интересна игра “Лингва-Лэнд” для развития речи ребенка

Цель использования:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи,
  • а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи),
  • формирование причинно-следственных связей;
  • расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;
  • актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;
  • развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;
  • тренировка усидчивости, самоконтроля;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;
  • развитие мелкой моторики рук.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности.

  • «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку.
  • Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне.
  • Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории.
  • Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно.
  • В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

Этапы работы:

  1. Сначала рассматриваем  книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка.

От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы.

Начать можно с самой известной и при этом одной из  любимых серий виммельбухов – серия «Городок» французского автора Ротраут Сузанна Бернер, издательство «Самокат», “Большая книга картинок и слов”.

В эту серию входят «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга».

Каждое животное, предмет называем, рассказываем  про цвет, размер, форму. Объясняем, что делает животное, персонаж и т.д.

С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.

2. Увеличиваем объем информации к 4 годам.

В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.

  • Присмотритесь к мелким деталям.Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для вашей истории.
  • Приступайте к обучению счету (и числительным) и предложите малышу узнать сколько на картинке обезьянок или бегемотов.
  • Спросите сколько будет в вольере птиц, если посадить туда двух попугаев и двух пеликанов? Или поразмышляйте вместе, как поделить одну рыбку на двух голодных пингвинов.
  • Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рррычащие слова, или слова в которых слышно шипение. Или начать изучать буквы: “Что начинается на букву А?”.

Животные и транспорт любимые темы, но в виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.

Возможно вам будет интересен “Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь” для развития навыков смыслового чтения на английском языке

  • Хорошо поработать с приемом: “Что видишь на картинке?” И ребенок перечисляет все,что попадает под фокус его глаз.
  • Найди и назови предмет по инструкции: “Он находится в верхнем левом углу страницы…”

Для этого возраста хорошо подойдут виммельбухи немецкого автора Анны Сьюз «Большой виммельбух», «Мой большой виммельбух о животных», «Рождественский виммельбух», «На ферме», «Мой большой виммельбух о временах года» и др. А так же Серия «История в картинках» Доро Гёбель и Петер Кнорр. “Найди овечку”, “найди улитку в саду”, “Найди и покажи” Издательства Клевер.

В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно- следственные связи и развивать эмоциональную сферу.

3. Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе,является способность составлять рассказ по картинке. (5-7 лет).

Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.

  • Придумайте ей название и запишите.
  • Обращайте внимание, чем интересуется ребенок и о чем фантазирует.
  • Помогайте развивать словарный запас подсказывая синонимы.
  • По ходу рассматривания задаем вопросы: “Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?
  • Интересуемся чувствами и эмоциями героя или персонажа.
  • Сочиняем небольшую историю сами, а потом, придумав начало истории, просим ребенка продолжить вашу историю с опорой на виммельбух.
  • Сочиняем историю о герои, которого выберет ребенок.
  • Сравниваем картинки с тем, что окружает ребенка: дом, детский сад, аптека – ищем похожие предметы.
  • Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ученику выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Можно порекомендовать «Приключения медвежонка Помпона» Бенжамен Шо, «Где моя сестра?» Свен Нурдквист, Серия «Весёлые пряталки” от издательства Нигма, «Все считаются» Кристин Роскифте.

4. с 7 лет можно присоединять задания и на  формирование письменной речи.
Предложить не только рассматривать, искать, придумывать свои истории, но и создавать виммельбух самостоятельно. Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.

  • Определить тему виммельбуха.
  • Создать фон виммельбуха (нарисовать на ватмане, распечатать и др.).
  • Найти и вырезать большое количество героев, придумывая сюжет и обстановку.
  • Разместить героев на фоне и приклеить их.
  • Виммельбух готов!

Вопросы и ситуации для работы с виммельбухом:

            • Ты вместе со своей семьей отправился в…(зоопарк, кинотеатр, поездку, на прогулку и др.) Где был бы ты? Кого бы ты взял с собой?
            • Если бы ты пошел в…(зоопарк, магазин и др.), то на месте какого человека ты был бы?
            • Как ты думаешь, почему этот человек плачет? Чем ему можно помочь?
            • «Что изменилось» ( Интересное задания при работе с виммельбухом по временам года. Ребенок может в игровой форме наблюдать за природными изменениями. Взрослый использует дополнительные вопросы: «Посмотри на дерево, как оно изменилось с приходом осени? А какое оно было летом?» и др.)
            • «Сравни» (При выполнении этого здания можно предложить ребенку сравнить двух героев, чем они отличаются и что у них общего).

          Виммельбухи для этого возраста:«Детектив Пьер распутывает дело» Тихиро Маруяма, «Лабиринты» Ян Байтлик, Где Волли?» Мартин Хэндфорд,«Где Уорхол?» Кэтрин Ингрэм, «Все считаются» Кристин Роскифте,Серия «Приключения Пряткиных». Вейон Беатрис, Серия «Где Волли?». Мартин Хэндфорд.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *