Учим алфавит

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Каким должен быть урок для ученика? Думаю, что многие со мной согласятся – Интересным Путешествием!
А это значит, учителю при подготовке к уроку необходимо продумать многие моменты: как заинтересовать ребенка, как удержать его внимание в течение всего урока, как развить в нем любознательность и настойчивость в достижении цели и т.д.

Возможно, вам будет интересен курс “Дети с трудностями в обучении”.

Увлекательные задания и интересные игры помогут сделать урок красочнее и ярче в глазах ребенка. Главное, чтобы они были направлены на мотивацию обучающихся к познанию нового и формирование предметных умений данной темы.
Учителю важно понимать, что обучение идет за развитием, поэтому необходимо включать в урок задания, развивающие познавательные процессы: память, мышление, внимание. Можно пользоваться готовыми заданиями и упражнениями, которых сейчас в большом количестве представлены в разных источниках, а можно придумать свои.

Задание “Загадки”

Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях данные слова в алфавитном порядке.

Данное задание было мною предложено на уроке при изучении темы «Алфавит» в 1 классе (по некоторым программам это может быть тема 2 класса). У обучающихся уже было хорошо сформировано умение располагать слова в алфавитном порядке, начинающиеся на разные буквы.
НО никогда не было задания, где два слова (морковь и малина) начинаются на одну и ту же букву. Возникает проблемный вопрос: как расположить слова в алфавитном порядке?
Подобные задания с затруднением заставляют даже первоклассников думать, размышлять, спорить и самостоятельно искать пути решения проблемы

Задание «Спортивные игры»

Вспомни, в какой спортивной игре нужен этот предмет. Напиши название игры. Напиши данные слова в алфавитном порядке.

Подобное задание можно придумать, используя слова из разных тематических групп.

Задание «Соседи»

Описание задания: дана таблица. Она может состоять из разного количества столбиков. Слова в первом столбике записаны. Важно, чтобы все слова 1 столбика начинались на разные буквы. Учитель называет слово, ученики определяют, на какую букву начинается слово. Дети вспоминают алфавит и вписывают в тот ряд, чтобы первые буквы слов составляли отрезок алфавита (слова являются соседями по первой букве).

Слова: чибис, усики, шарик, вилы, голубика, ножницы, мороз, лимон, брусника, хорёк, цапля, филин.

Задание «Репка»

Описание задания: обучающиеся вспоминают сказку «Репка». В какой последовательности стояли герои сказки? Поставьте героев так, чтобы они стояли по алфавиту.
Дайте имена людям и клички животным (у собаки уже кличка есть) и расположите их в алфавитном порядке. Как теперь будут стоять герои?

Аналогично можно использовать сказки «Теремок», «Рукавичка» или другие, где есть какая-то очередность.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Как эффективно использовать несплошные тексты на занятиях”

Задание «Анаграммы»

Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке.

Анаграммы – занимательная словесная игра, которая активно тренирует мозг.

Задание «Вспомни сказки малышей»

Вспомни, из каких сказок эти иллюстрации. Внизу напиши название сказки.
Расположи названия по алфавиту. Если в названии сказки больше одного слова, ориентируйся на первое слово.

Данное задание можно предложить обучающимся 2 класса. Задание достаточно сложное, так как все названия сказок начинаются на одну и ту же букву.
Ещё один положительный момент данного задания – в основе заданий сказки. Многие современные дети мало знают и русских народных сказок, и авторских – тех, которые стали общеизвестными и любимыми. Поэтому это задание может выступать ещё и в роли диагностического материала.

Задание «Цветик-семицветик»

Вспомни, какого цвета были лепестки цветка. Расположи слова, указывающие цвет лепестков, в алфавитном порядке (голубой, желтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый).

Включая в урок отрывки сказок для формирования предметных умений, важно помнить учителю об их воспитательном значении. Небольшая беседа о том, «что такое хорошо и что такое плохо» имеет огромное значение для ребёнка и не отнимет много времени на уроке.

Задание «Расписание уроков»

Вам представлено расписание уроков нашего класса на три учебных дня.
Расположите названия уроков в алфавитном порядке. Какое расписание вам больше нравится и почему? Напишите свой ответ:_____________________________________________________________

При изучении данной темы учителю важно показать обучающимся необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека:

  • как сотрудники поликлиники быстро находят карточку больного
  • как библиотекарь быстро находит нужную книгу или формуляр ученика?
  • как быстро работать со словарём?
  • как написан список в нашем классном журнале?

Считаю, что любая тема на уроке будет интересна ученикам, если сам учитель покажет свою заинтересованность в ней.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *