Как сформировать просмотровое чтение у учащихся

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости.

Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.

Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

Выделяют следующие основные виды чтения:

  • просмотровое,
  • ознакомительное,
  • поисковое,
  • выборочное,
  • изучающее.

Просмотровое чтение

Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.

Применение

Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.

То есть, это беглое предварительное знакомство с книгой, например в книжном магазине или библиотеке.

Необходимо научить обращать внимание на:

  1. Заголовок текста (книги).
  2. Имя автора.
  3. Оглавление книги.
  4. Аннотацию.
  5. Заключение.
  6. Иллюстрации (для ребёнка ученика очень важно).
  7. Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).

Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.

Формирование просмотрового чтения

Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.

Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.

Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?

  1. Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой (до 500 слов).
  2. Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
  3. Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
  4. Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
  5. Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
  6. «Читать по диагонали». Вспомним, как работали глаза, когда мы искали в тексте имена собственные. Чаще всего мы перемещаем при чтении свой взгляд в горизонтальном положении. Это не всегда рационально.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. При чтении мы можем распознать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. При просмотровом чтении важно научиться видеть не строчку, а отрезок текста. Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля зависят от систематического выполнения упражнений и заданий, именно поэтому на уроках учителем должна быть выстроена система работы по формированию любого вида чтения, в том числе и просмотрового.

Для формирования просмотрового чтения в практике можно и нужно использовать специальные таблицы.

  1. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы.
  2. Медленно опускайте взгляд вниз строго по центральной линии.
  3. Стремитесь прочитать цифры, находящиеся по сторонам, не переводя взгляда ни влево, ни вправо.
  4. Проделайте то же, поднимая взгляд вверх.

Кроме подобных таблиц можно использовать таблицы Шульте. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя.

Данное упражнение расширяет поле зрения, то есть широту охвата информации за одну фиксацию глаза. Различают горизонтальное и вертикальное поле чтения.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо расширять вертикальное поле чтения текста, отрабатывать умение перемещать взгляд в быстром темпе с установкой на достаточно полное усвоение содержания текста. Для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении.

Глядя на представленные таблицы, становится понятно, каким образом следует расширять поле зрения.

Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.

Упражнение 1

Учитель читает начало и ли конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти все предложение и прочитать его.

Упражнение 2

Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.

Упражнение 3

Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту).

Упражнение 4

Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).

Упражнение 5

Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как северное сияние.

Упражнение 6

Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.

Кроме этого особое внимание уделяется работе с лексическим значением слов. Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.

 

При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *