Проблемный вопрос на любом уроке – это основа учебной задачи, которую дети будут решать. На уроке русского языка, математики и окружающего мира при возникновении проблемного вопроса легко понять, к какому ответу в итоге должны прийти. На уроке же литературного чтения нет чётких правил, определений, к которому должны прийти ученики в процессе рассуждения.
Почему? Одну и ту же ситуацию разные люди видят по-разному:
- одни осуждают героя, другие поддерживают;
- люди по-разному поступают в одинаковых ситуациях и т.д.
И часто, и те и другие могут быть правы. Как обучающиеся воспримут материал во многом зависит от воздействия педагога на ценностно-смысловую сферу личности учащихся, на их эмоциональное восприятие содержания учебного материала.
Например, при чтении басни С.Михалкова «Белые перчатки» обучающиеся анализируют поведение главного героя грача. Причина такому поведению ясна: грач нашел белые перчатки и решил, что может не работать. Учитель (или ученик) может поставить проблемный вопрос:
- А если бы Грач раздобыл перчатки другого цвета, ситуация бы повторилась? Возможно, грач не был бы столь высокомерен.
При анализе басни С.Михалкова «Просчитался» спор вызвал вопрос учителя:
- Как вы относитесь к поступку Слона?
Большинство учеников положительно отнеслись к поступку Слона. Они решили, что Слон поступил правильно. Ведь нужно было наказать Волка за такое наглое циничное поведение. Но были и такие ученики, которые решили, что Слон поступил очень плохо. Он сам поступил невоспитанно, грубо. Слон проявил дурные манеры, показал, что не умеет «держать себя в руках». Такое разногласие среди учеников – очень ценные моменты, выводящие обучающихся на рассуждение, споры, анализ.На уроках литературного чтения для постановки и решения проблемных вопросов можно использовать разные приёмы.
Стратегия «Поставь проблему – предложи решение»
Учитель предлагает обучающимся сформулировать проблему, с которой столкнулся герой произведения. Проблемный вопрос записывается в овал. Рядом записываются всевозможные варианты решения данной проблемы.
Приём «Аквариум»
При чтении многих произведений С.В. Михалкова проблемный вопрос может возникнуть у обучающихся: данное произведение басня или сказка? Чаще всего это происходит со сказками о животных. Например, произведение «Просчитался».
Отличить басню от сказки младшему школьнику непросто, поскольку произведения данных жанров имеют много общего.
Их принципиальные различия оказываются очевидными только при тщательном анализе содержания и формы произведений. Учитывая уровень возможностей и знаний обучающихся, можно предложить сравнить эти два жанра по составленным критериям:
Для того чтобы младшие школьники смогли решить проблемный вопрос, они должны знать признаки произведений каждого жанра: сказки и басни.
Возможно, вам будет интересна онлайн-конференция “Чтение с детьми 5-9 лет”.
Если у обучающихся не будет данных знаний, то они просто не смогут выполнить задание. Вся работа по решению проблемного вопроса основывается на приобретённых знаниях и умениях:
- Умение наблюдать над текстом;
- умение анализировать полученные знания;
- умение вычленять необходимую информацию;
- умение обобщать полученную информацию.
Для решения проблемного вопроса учитель должен продумать такой путь, который в большей степени заинтересует учеников.
Приём «Круги Венна»
Данный приём:
- выявляет общее в сравниваемых областях
- подчёркивает различия и расхождения
- обобщает знания по выбранной теме.
В пересечении окружностей пишут общие характеристики басни и сказки, а в областях «басни», «сказки» – отличительные характеристики каждого жанра.
Сравнивая, школьники исследуют знакомый им материал с другой точки зрения. Обычный урок литературного чтения превращается в урок-исследование.
Такие уроки строятся на наблюдении над текстами, поиске интересующих признаков. Формировать навыки учебного исследования надо начинать уже в начальной школе, опираясь на мотивацию обучающихся, желание творить, познать неизвестное.
Другие статьи автора
- Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек
- Игры со словами
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Заклички и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Приёмы скорочтения
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
Статьи по теме
- Виммельбух: как читать и как работать?
- Как научить читать, или Краткий обзор методик обучения чтению
- Топ настольных игр по мотивам Литературных произведений
- Как можно “оживить” урок литературы
- 3 способа закрепить новые знания на занятии
- Формирующее оценивание в ходе занятия: четыре простых приема
- Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать