Нет проблем? Учись их создавать, или Проблемные вопросы на уроках литературного чтения

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Проблемный вопрос на любом уроке – это основа учебной задачи, которую дети будут решать. На уроке русского языка, математики и окружающего мира при возникновении проблемного вопроса легко понять, к какому ответу в итоге должны прийти. На уроке же литературного чтения нет чётких правил, определений, к которому должны прийти ученики в процессе рассуждения.

Почему? Одну и ту же ситуацию разные люди видят по-разному:

  • одни осуждают героя, другие поддерживают;
  • люди по-разному поступают в одинаковых ситуациях и т.д.

И часто, и те и другие могут быть правы. Как обучающиеся воспримут материал во многом зависит от воздействия педагога на ценностно-смысловую сферу личности учащихся, на их эмоциональное восприятие содержания учебного материала.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Смысловое чтение”

Например, при чтении басни С.Михалкова «Белые перчатки» обучающиеся анализируют поведение главного героя грача. Причина такому поведению ясна: грач нашел белые перчатки и решил, что может не работать. Учитель (или ученик) может поставить проблемный вопрос:

  • А если бы Грач раздобыл перчатки другого цвета, ситуация бы повторилась? Возможно, грач не был бы столь высокомерен.

При анализе басни С.Михалкова «Просчитался» спор вызвал вопрос учителя:

  • Как вы относитесь к поступку Слона?

Большинство учеников положительно отнеслись к поступку Слона. Они решили, что Слон поступил правильно. Ведь нужно было наказать Волка за такое наглое циничное поведение. Но были и такие ученики, которые решили, что Слон поступил очень плохо. Он сам поступил невоспитанно, грубо. Слон проявил дурные манеры, показал, что не умеет «держать себя в руках». Такое разногласие среди учеников – очень ценные моменты, выводящие обучающихся на рассуждение, споры, анализ.На уроках литературного чтения для постановки и решения проблемных вопросов можно использовать разные приёмы.

Стратегия «Поставь проблему – предложи решение»

Учитель предлагает обучающимся сформулировать проблему, с которой столкнулся герой произведения. Проблемный вопрос записывается в овал. Рядом записываются всевозможные варианты решения данной проблемы.

Приём «Аквариум»

При чтении многих произведений С.В. Михалкова проблемный вопрос может возникнуть у обучающихся: данное произведение басня или сказка? Чаще всего это происходит со сказками о животных. Например, произведение «Просчитался».
Отличить басню от сказки младшему школьнику непросто, поскольку произведения данных жанров имеют много общего.
Их принципиальные различия оказываются очевидными только при тщательном анализе содержания и формы произведений. Учитывая уровень возможностей и знаний обучающихся, можно предложить сравнить эти два жанра по составленным критериям:

 

Для того чтобы младшие школьники смогли решить проблемный вопрос, они должны знать признаки произведений каждого жанра: сказки и басни.

Возможно, вам будет интересна онлайн-конференция “Чтение с детьми 5-9 лет”.

Если у обучающихся не будет данных знаний, то они просто не смогут выполнить задание. Вся работа по решению проблемного вопроса основывается на приобретённых знаниях и умениях:

  • Умение наблюдать над текстом;
  • умение анализировать полученные знания;
  • умение вычленять необходимую информацию;
  • умение обобщать полученную информацию.

Для решения проблемного вопроса учитель должен продумать такой путь, который в большей степени заинтересует учеников.

Приём «Круги Венна»

Данный приём:

  • выявляет общее в сравниваемых областях
  • подчёркивает различия и расхождения
  • обобщает знания по выбранной теме.

В пересечении окружностей пишут общие характеристики басни и сказки, а в областях «басни», «сказки» – отличительные характеристики каждого жанра.
Сравнивая, школьники исследуют знакомый им материал с другой точки зрения. Обычный урок литературного чтения превращается в урок-исследование.

Такие уроки строятся на наблюдении над текстами, поиске интересующих признаков. Формировать навыки учебного исследования надо начинать уже в начальной школе, опираясь на мотивацию обучающихся, желание творить, познать неизвестное.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *