Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Приём « Причина – Факт – Следствие».

Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).

Урок литературного чтения
Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть».

Стратегия «Идеал»

Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
• умения определять проблему;
• умение находить и формулировать пути решения проблемы;
• умение выбирать сильное решение.

Пример на уроке русского языка.
Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да
• Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?
• Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
-Посмотреть в словарь
-Спросить у взрослых
-Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, реки, водовоз, водица,
• Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
• А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет
• Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».

Приём «Маша-растеряша»

Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.

Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Или пример на уроке математики.
Ученик.
-Что с тобой?
Маша-растеряша.
-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 15 на 5?
Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Приём «Я беру тебя с собой»

Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.
Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

Приём «Хорошо – плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умеий: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

 Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:  Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

Приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений(сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий).
Формирует:
• умение описывать объект через имена и значения признаков;
• умение определять по заданным частям модели скрытые части;
• умение составлять внутренний план действий.

Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты.
1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная  черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример (урок “Окружающий мир”)

Приём «ПОПС-формула»

Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением.

Приём «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

Приём «Цветные поля»

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

Данный прием в своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Пример работы ученика

Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

Считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *