Задачи образования и развития, в том числе нравственного, определяют пути и способы организации учебной деятельности на уроке литературного чтения.
Чтобы нравственный потенциал произведения был освоен учеником- читателем, необходимо чтобы дети понимали этот потенциал, убедились в правильности моральных норм, то есть приняли их эмоционально и поступали в соответствии с ними.
Этот результат будет зависеть от мастерства учителя, насколько эффективно он организует работу с учениками по понимаю этических норм, заложенных в художественном произведении, как необходимых правил жизни каждого человека.
Басни С.В. Михалкова – произведения, помогающие воспитывать подрастающее поколение. Глубокий анализ басен необходим для осознания обучающимися цели изучения данных произведений.
Басня «Белые перчатки»
Басня «Белые перчатки» мало известна младшим школьникам, поэтому занятия по внеурочной деятельности, организация внеклассных мероприятий дают возможность познакомиться с ней и вынести для себя главное: эта басня о глупости и недальновидности героя, его чрезмерном самолюбии.
Рекомендуем учителю вебинар Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами.
В ходе анализа любого произведения учителю необходимо обратить внимание на разнообразие заданий:
- задания, нацеливающие ребёнка на внимательное отношение к слову;
- задания, предполагающие ответы на вопросы, которые связывают поступок героя с эмоциональным отношением к нему читателя;
- задания, раскрывающие характер персонажа, так как через него постигается мотив его поступка, его смысл;
- задания, направленные на выявление авторской позиции и личностного отношения читателя к прочитанному и самому герою.
Задача учителя – организовать полноценное глубокое восприятие обучающимися всей информации, заложенной в тексте. Совсем недостаточно просто читать текст, пересказывать и отвечать на отдельные разрозненные вопросы, которые не приведут детей к важному выводу.
Важным моментом формирования нравственных представлений учащихся является оценка. Оценивая поступки героя, ребёнок соотносит с их нравственными ценностями свои представления о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Для понимания более глубокого смысла басни «Белые перчатки» на занятии необходимо рассказать детям о том, кто имел право носить белые перчатки, акцентировать внимание на цвете.
Оказывается, белые перчатки носили и женщины, и мужчины высшего сословия, то есть знатные богатые люди. Эти люди не выполняли тяжёлую чёрную работу. Герой басни тоже решил, что если будет просто носить эти перчатки, то будет достаточно для получения роскошной и беззаботной жизни.
Именно эта информация поможет понять и объяснить поведение главного героя басни. В беседе дети приходят к выводу о том, что история в этой басне может послужить нравоучением всем тем, кто предпочёл забросить привычные дела и работу, считает их недостойными, ведёт себя высокомерно по отношению к другим.
Не исключено, что мнения групп не совпадут, поэтому предоставляется хорошая возможность для проведения дискуссии.
При работе со сказками и баснями одним из важных моментом является то, смогут ли обучающиеся перенести ситуацию, описанную с животными, на людей.
Интересным и достаточно трудным является задание «Смоделируйте жизненную ситуацию, похожую на ту, которая произошла в басне С.В. Михалкова». Работая с данным произведением можно организовать и коллективное творчество: составление правил на основе морали басни.
Рекомендуем учителям вебинар Образовательные игры. Как организовать увлекательную групповую работу онлайн.
Приём «Нравоучения от С.В. Михалкова» (продолжите правила)
1. Нельзя…
2. Никогда не…
3. Надо…
4. Научись…
Ни один предмет не имеет таких возможностей в деле нравственного воспитания, как литературное чтение. При систематической серьезной работе изменения в нравственных представлениях детей можно увидеть не только на словесном, но и на деятельностном уровне.
Другие статьи автора
- Как научить ученика выделять главное в тексте
- "Секретики" загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- Игры со словами
- Нет проблем? Учись их создавать, или Проблемные вопросы на уроках литературного чтения
- Смысловое чтение: анализируем сказку "Теремок"
Статьи по теме
- Метод “Пазл” на занятиях в режиме он и офлайн
- Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать
- “Ось времени”: играем на уроках литературы
- Странствия с Одиссеем, или три урока литературы в пятом классе
- Обучение выразительному чтению: темп, ритм, интонация
- Буктрейлер: развитие монологической речи обучающихся
- Интегрированный урок литературы по рассказу Л. Толстого “Акула” для учащихся 3-5 классов (8 – 11 лет)