Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку  языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, и не только на начальном этапе  обучения.

В то же время методисты, учителя-лингвисты, психологи с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. В связи с этим, конечно, меняется и роль учителя родного языка в школе. Включение в деятельность учителя русского языка дидактических заданий корректирующего характера не только окажет помощь тем учащимся, у кого есть проблемы с письмом и чтением, но и разнообразит работу на уроке в целом.

Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro

Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.

Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.

Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.

Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевыми слова.

Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте.

При отборе ключевых слов в основе лежит принципы не частотности, а смысла.

Упражнение №1

Задание (в начале урока): Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения. Назовите только части речи.

На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий.

Упражнение №2.

Задание: 6 класс. Рассмотрите облако слов. Какие части речи в нем представлены? Дополните облако, образовав все возможные степени сравнения прилагательных.

Упражнение №3.

Задание (в начале, в качестве разминки): Составьте все возможные предложения из облака слов.

Упражнение №4.

7 класс. 1 четверть.

Задание А: Показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста (предтекстовая работа), и попросить догадаться о его содержании.

 

Учитель зачитывает текст. Проверьте себя! 

Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)
(92 слова.)

Задание Б. Восстановите текст по облаку

О ______ ходит много ______ рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о ______ одиноких путниках на зимних _____дорогах. Страшные эти _____ выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а ______человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных _____.Волки выполняют возложенную на них природой _______, но подчас и полезную роль. Известно, что _______ под охраной человека домашние олени часто ______ заразной копытной _____ и _______. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что _______ оленей волки уничтожали ________животных. (По И. Соколову-Микитову.)

Сравните с оригиналом!

Вывод: применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.

 

 

Статьи по теме

One thought on “Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *