Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, и не только на начальном этапе обучения.
В то же время методисты, учителя-лингвисты, психологи с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. В связи с этим, конечно, меняется и роль учителя родного языка в школе. Включение в деятельность учителя русского языка дидактических заданий корректирующего характера не только окажет помощь тем учащимся, у кого есть проблемы с письмом и чтением, но и разнообразит работу на уроке в целом.
Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.
Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.
Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.
Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевыми слова.
Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте.
При отборе ключевых слов в основе лежит принципы не частотности, а смысла.
Упражнение №1
Задание (в начале урока): Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения. Назовите только части речи.
На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий.
Упражнение №2.
Задание: 6 класс. Рассмотрите облако слов. Какие части речи в нем представлены? Дополните облако, образовав все возможные степени сравнения прилагательных.
Упражнение №3.
Задание (в начале, в качестве разминки): Составьте все возможные предложения из облака слов.
Упражнение №4.
7 класс. 1 четверть.
Задание А: Показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста (предтекстовая работа), и попросить догадаться о его содержании.
Учитель зачитывает текст. Проверьте себя!
Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)
(92 слова.)
Задание Б. Восстановите текст по облаку
О ______ ходит много ______ рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о ______ одиноких путниках на зимних _____дорогах. Страшные эти _____ выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а ______человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных _____.Волки выполняют возложенную на них природой _______, но подчас и полезную роль. Известно, что _______ под охраной человека домашние олени часто ______ заразной копытной _____ и _______. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что _______ оленей волки уничтожали ________животных. (По И. Соколову-Микитову.)
Сравните с оригиналом!
Вывод: применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.
Другие статьи автора
- Учебный кроссворд: как и где составить
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- Основные тренды в образовании: по итогам конференций
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
- 5 упражнений для развития творческого мышления
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам "Педагогической эвристики" В.Соколова")
Статьи по теме
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- 7 дидактических игр на уроках обучения грамоте
- Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения
http://wordscloud.pythonanywhere.com/ еще один сайт для создания облака слов, простой и удобный)