Практика показывает, что большинство затруднений возникают в общении преподаватель-обучающийся, преподаватель-родитель, на первой стадии взаимоотношений.
Почему?
- Преподаватель стремится предать общению с учеником определенную направленность.
- Отсутствие согласия с позицией преподавателя.
- Отсутствие взаимопонимания.
- Отсутствие доверия к преподавателю.
Прием “Зеркало”.
В аудитории, в кабинете, в классе всегда висит зеркало. Если вам предстоит общаться на очень неприятную тему, то подойдите к нему, станьте спиной (или расположите зеркало в кабинете позади себя), так, чтобы обучающийся или родитель, немного отражались в нем.
Суть: многие собеседники будут вести себя вежливее, учтивее, спокойнее – ведь никому не хочется видеть себя злым и раздраженным.
Прием “Расположение”
Если вам необходимо серьезно поговорить с обучающимся о его поведении, или к вам на беседу пришли родители ученика, то старайтесь сесть не напротив собеседника, а рядом с ним.
Суть: слушатель, скорее всего, смягчится, не сможет высказать резкой критики. По крайней мере с той силой, с которой он бы это сделал, будучи на некотором расстоянии от вас.
Прием “Ты-Вы”
В конфликтных ситуация старайтесь избегать местоимений “ты-вы”. Это чаще всего звучит как обвинение и вряд ли поможет.
Суть: попробуйте говорить “я считаю”. Никто не станет оспаривать ваши чувства.
Прием “Цвет глаз”
Знакомясь с обучающимся, попробуйте рассмотреть цвет его глаз. И улыбнитесь. Знакомясь с обучающимися, внимательно обведите аудиторию взглядом, как бы пытаясь рассмотреть цвет глаз каждого. И улыбнитесь.
Суть: так вы задержите взгляд на несколько секунд дольше, тем самым расположите к себе собеседника.
Прием “Золотые слова”
Золотые слова – это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств обучающегося.
Суть: самый эффективный комплимент – это комплимент на фоне антикомплимента себе.
“Ты хорошо поработал над этим постером. Я не могу им налюбоваться! У меня бы фантазии не хватило!”
Прием “Имя собственное”
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) обучающегося, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
Суть: когда же человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя – символ личности), таким образом, вольно или невольно показывают внимание к его личности.
Прием “Порядок”
Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
Прием “Разрыв шаблона”
Вы вводите в ситуацию неуместное замечание. Оно дает человеку возможность переключиться, а значит подумать, что вариантов решение задачи несколько.
Суть: Хорошим средством прервать ход мысли собеседника — это неожиданно сказать ему: “Вот видите!” (или “Я же говорил!”).
Прием “Спасти лицо”
Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Можно сказать правду, обескуражить обучающегося. А можно, указав на недостаток, рассказать, как его можно исправить.
Суть: шире используйте поощрения.
“Это вовсе не так трудно, как кажется”!
Другие статьи автора
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Мифы воспитания: наука против интуиции (саммари книги По Бронсона и Эшли Мерримен)
- Саммари: Бернард Феррари "Умение слушать"