Комиксы на уроках разрешаются

Aвтор материала: Вадим Суслов -
Разработчик квестов и преподаватель английского языка
Эксперт: методика преподавания языков, организация работы педагогов

Одна из наиболее актуальных проблем, с которой сталкивается преподаватель, – как удержать внимание группы учащихся на новой сложной, а, возможно, и довольно скучной теме.

Рекомендуем “Марафон по образовательным комиксам”

Иногда для этого достаточно просто подобрать интересную форму урока: например,  урок – квест или урок-комикс.
Урок-комикс  упростит даже очень сложную тему, поможет сделать ее визуально интересной.

Что такое образовательный комикс?

Для начала давайте разберемся, что такое комикс? Комикс представляет собой некую историю в картинках. То есть это своего рода мультфильм, нарисованный на листе бумаги. Комикс обычно описывает приключения или просто какую-то цепочку событий, которые разворачиваются вокруг одного или нескольких главных героев. Таким образом, мы имеем набор картинок, связанных единым сюжетом, на которых изображен один и тот же персонаж (или группа персонажей).

При этом главный герой ассоциируется с новым понятием, словом, правилом, которое требуется изучить. А его приключения показывают, как это понятие работает, как это правило применять или что означает новое слово.

Чем же такой формат может быть полезен на уроке?

1. Визуализация. Широко известен тот факт, что бОльшую часть информации (70-90%) человек воспринимает глазами. Поэтому на уроке применяется принцип наглядности, для облегчения процесса восприятия информации. То есть даже если ученик отвлекся, погрузился в свои мысли и не услышал объяснение темы, он все равно обратит внимание на то, что изображено на доске.

Встает вопрос о том, что должно быть изображено на доске, чтобы ученик на это обратил внимание и «записал материал себе на подкорку»?

Это могут быть тезисы урока, схемы, таблицы, правила или формулы, педагогический рисунок.

Это может быть инфографика, интеллект-карта, кластер, плакат и т.д.

Ученики непроизвольно рассматривают то, что изображено на доске и ассоциируют это с материалом, который объясняет преподаватель.

2. Увлекательный сюжет. Что более интересно для ребенка – список правил или сказка? Думаю, что ответ очевиден. Комикс помогает обернуть скучную и сложную теорию в сказочную обертку. Дети с удовольствием слушают рассказ учителя, сопереживают главному герою, следят за его приключениями и, таким образом, получают новые знания.

3. Повторение. Как уже было упомянуто ранее, в центре внимания находится главный герой комикса (напомню, что этот персонаж ассоциируется с изучаемым понятием/ правилом/ словом и т.п.). То есть его «имя» за время урока повторяется множество раз и, таким образом, запоминается учеником.Кроме того всегда можно вспомнить изученного ранее героя на последующих уроках – достаточно всего лишь включить его в новую историю.

Например, на одном из уроков дети познакомились с вёрбом Run (вёрб – житель планеты Инглэнд, «Английский через сказку», О.Н. Мурашёв), а на следующем их уже поджидает его друг – вёрб Jump, и они отправляются на пикник в парке.

4. Творчество. В течение всего урока дети непосредственно вовлечены в процесс: они придумывают приключения для героев комикса,  рисуют картинки у себя в тетради или на доске. Также всегда есть возможность организовать командную работу: разделить весь класс на группы по 3-4 человека и дать индивидуальное задание каждой группе, а позже попросить представить результаты работы всем остальным. На уроке в формате комикса всегда есть место творческому подходу, каждый ученик может проявить свою индивидуальность и нарисовать историю по-своему.

5. Логика и мышление. Помимо воображения, на таком необычном уроке активно развиваются логика и мышление, ведь нужно сочинить рассказ, проиллюстрировать его и при этом не потерять связь с изучаемой теорией.

Давайте детям время додумывать легенду или предложить свою ветку развития событий (может она и интереснее будет). За время урока в детском саду (25- 30 мин), я старался обходится 6-тью фрагментами (картинками), а в случае с начальной школой 10-12.

6. Мода. Используя комиксы в процессе проведения урока, учитель показывает, что он находится на одной волне с учеником. Это способ проиллюстрировать, что преподаватель и его урок идут в ногу со временем, что это именно то, что нужно ученику в современном мире.

7. Универсальность. Комикс может быть использован практически на любом предмете школьной/дошкольной программы.

На уроке геометрии в виде комикса можно представить доказательство теоремы Пифагора, на уроке английского языка – это может быть увлекательная история вечного спора между мистером Инфинитивом и мистером Герундием, на уроке русского языка в комикс можно обернуть приключения ЖИ и ШИ. Помимо проведения уроков в формате комикса, подобные истории в картинках можно использовать и в школьной газете, например, в очередном выпуске ученики будут через комикс узнавать какой-то интересный факт. Таким образом, открываются безграничные просторы для фантазии.

Из описанного выше можно сделать вывод, что у урока в формате комикса множество преимуществ. Но все же хотел бы отметить, что не стоит прибегать к такому формату урока ежедневно, иначе теряется уникальность этого подхода, дети привыкают и им уже не так интересно. Также стоит упомянуть, что все-таки необходимо учитывать возраст учеников – сюжеты комикса для первых классов будут значительно отличаться от историй для пятых классов.

Советы преподавателям

В завершении рассказа об уроке в формате комикса я бы хотел дать несколько советов преподавателям, которые собираются использовать в своей деятельности такой необычный формат:

  • раздайте детям разделённый на две части лист формата a4;
  • убедитесь в наличии цветных карандашей (очень важно для детей, какой цвет и как рисовать!);
  • нарисуйте на доске границы и попросите детей разделить лист на 6-12 более менее равных частей;
  • не спешите и предварительно составьте план, а уже со временем начнёте импровизировать. По своему опыту, начал с импровизации – детям очень нравилось, и они с нетерпением ждали продолжения. Но у меня есть преимущество, так как параллельно с преподавательской деятельностью я являюсь сценаристом с хорошим портфолио. Именно поэтому удавалось импровизировать и обходиться без учебников;
  • важно! проводите урок в подобном формате не чаще одного раза в неделю;
  • предварительно до начала зарисовки и озвучивания комикса обозначьте детям главных персонажей и продумайте их легенду (умения, таланты или сверхспособности);
  • нарисуйте главных героев на доске и обсудите с детьми;
  • первый рисунок нарисуйте сами, а над последующими давайте детям подумать 2 минуты или выносите рисунки на обсуждение. Дискуссия это отлично!
  • сценарный совет. Постарайтесь запоминать сами и напоминать детям то, что было на предыдущем комикс-уроке.
  • ставьте оценки и давайте отличившимся детям имена связанные с персонажами;

Важно! При работе над комиксом у вас должно быть понимание того, что вы создаёте “новый мир” или микро-вселенную. Если не получается, то просто скопируйте и отредактируйте под себя. Не забывайте и о том, что в вашей вселенной должно быть разделение на добрых (10%), злых (25%), а остальные нейтральные персонажи. Все должно быть логично и последовательно.

  • используйте мягкий мяч перед и после каждого комикса. Бросайте конкретному ребёнку, сопровождая бросок каким-либо вопросом по теме урока и получайте от него ответ.

И главное – не бойтесь пробовать что-то новое, помните, что вы с детьми в одной команде, и у вас все получится, если будете действовать сообща.

Пример комикса на уроке английского языка

Ниже представлен пример комикса и истории, которые могут быть использованы на уроке английского языка. Этот комикс охватывает сразу несколько тем: новые глаголы (вербы) Play, Help, Get, Past Simple, Present Perfect.

Такой комикс нам рассказывает историю верба Play, который очень любил играть и один раз заигрался так, что не заметил, как пересек границу и попался в лапы злого короля Did, правящего в королевстве Past со столицей Yesterday.

Рекомендуем онлайн Конференцию для учителей английского языка “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать языку максимально эффективно”

Король Did заключил верба Play в темницу, где тому было суждено просидеть 100 лет. Но верб Play не собирался провести большую часть своей жизни в заточении и начал думать над планом побега.

Вдруг Play вспомнил, что среди прислужников короля Did есть его старый друг – верб Help, который всегда рад прийти на помощь. Play позвал Help и вместе они решили бежать на стену Present, отделяющую королевство Past от королевства Future.

Вербу Help удалось раздобыть ключи от темницы и он вызволил верба Play. Вместе они вырвались из замка Yesterday и побежали в сторону стены Present. По пути верб Play и верб Help увидели остановку, от которой отходят автобусы до стены. Там их встретили братья Хэвхэзцы, которые на своих автобусах Have и Has отвезли вербов до стены, чтобы король Did не смог их догнать.

На стене Present вербов уже поджидал капитан Get. Он помог вербам Play и Help забраться на стену. И вот наши герои спасены! Play и Help теперь могут заниматься своими любимыми делами – Play продолжит играть, но уже постарается быть внимательнее и не пересекать границу, а Help будет снова помогать всем своим друзьям.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *