Типы игровых упражнений для детей с СДВГ

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Все чаще и чаще встаёт вопрос о подходе и методе воспитания детей с СДВГ. Этот вопрос возникает не только у педагогов, но также этим озадачены медики и психологи. Несмотря на такой интерес педагогов и специалистов, проблема оказания помощи детям с СДВГ и их родителям все еще остается до конца нерешенной.

Дети с СДВГ испытывают проблемы в контролировании поведенческих, когнитивных и коммуникативных навыках, которые сказываются на их самочувствии и повседневном функционировании.

Рекомендуем онлайн-Конференцию для преподавателей РКИ и обучающих детей-билингвов “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать максимально эффективно”.

Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребёнок как бы выключается, у него не хватает энергии на продолжение работы и ему требуется эту энергию набрать.
В эти 5–7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем.

Дети с СДВГ хоть и очень любопытны, но при этом не любознательны и немаловажное качество как внимательность, у таких детей не формируется, или формируется очень медленно. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеяться на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт.
Замечено, что в большинстве случаев проявление гиперактивности продолжается до подросткового возраста, а его начинающие проявления после четырёх лет. Что самое интересное, некоторые признаки гиперактивности, продолжают проявляться у людей и в зрелом возрасте. Об этом говорят нам: излишняя подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

Чтобы сделать познавательную активность плодотворной в своей работе я использую игровые упражнения.

А какие же игровые упражнения можно использовать при развитии познавательной активности детей с СДВГ?

Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
Игровые упражнения применяются в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, зачастую возникающие вследствие импульсивности, сложности саморегуляции.
Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

Традиционно при работе с детьми с синдромом гиперактивности выделяют следующие группы игровых упражнений:

  • игровые упражнения для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течении долгого времени;
  • игровые упражнения для релаксации – это упражнения, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию своего тела и впоследствии помогают осуществлять двигательный контроль;
  • игровые упражнения, развивающие навыки волевой регуляции, – то есть упражнения, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;
  • игровые упражнения, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе.

Игровые упражнения, направленные на развитие внимания или игровые упражнения, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

  • Найди отличия, Найди букву, Найди слово.
  • Что исчезло?
  • “Спиши”

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ

  • Одеяло “Папы Карло”

Как известно, создатель деревянного человечка столяр Карло был небогат. Да что там небогат, просто беден! И очаг у него был нарисован на куске старого холста, и на ужин была лишь луковка. Конечно, и одеяло было старенькое, все из кусочков. Его приходилось постоянно чинить. Предложите детям помочь папе Карло и «поставит заплатки» на одеяло. Для игры понадобиться оборудование – бумажное «одеяло» с прорезанными в нем дырками и «заплатки», точно подходящие под прорези. Можно разместить на заплатках слова и выстраивать предложения, или собирать слова. Ученикам предлагают поставить все кусочки на свои места. Эту забаву можно провести просто как физминутку. Тогда нужно лишь сделать так, чтоб на каждого участника было не менее чем по одной «заплатке». А можно устроить конкурс-соревнование между двумя командами. Тогда необходимо приготовить два одеяла и соревноваться на скорость.

    • Игра “Говори или делай”

Игрокам предстоит честно отвечать на вопрос с карточки или выполнять указанное в ней действие.

Упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

  • Дыхательные упражнения
  • Кинезиологические упражнения
  • Переливание воды из одной емкости в другую.
  • Игры с мячом

Упражнения, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

  • Лабиринт

Бумажный скотч или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!)

Ведущие раскладывают бумажные полоски на полу, деля его на квадраты.

Рекомендуем Курс: дети с трудностями в обучении.

Задача: Всем участникам по очереди (по одному) надо перебраться на противоположную сторону поля. При этом они имеют право передвигаться по полю только переходя из квадрата в квадрат, которые соприкасаются друг с другом углами или боками. Перепрыгивать через квадраты нельзя!

Условия: участникам дается 5 минут на обсуждение стратегии. После этого они не имеют права разговаривать, показывать на поле руками, помечать нужные квадраты.

Два раза подряд идти по полю нельзя, поэтому, «подорвавшись» (наступив на квадрат вне «коридора»), участник встает в конец очереди. Если кто-то наступает на «заминированный» квадрат, ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает и проч.).

  •  Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона (красный, жёлтый, зелёный или другие). Красная ладонь — кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая — шепталка — можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная — молчалка — все дети замирают на месте и молчат.

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка.
Их значение просто огромное. Но ребенку с гиперактивностью также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, с помощью игровых упражнений.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *