Одной из форм совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного цикла является практика внедрения вебинаров в учебный процесс. Какие вебинары бывают и в чем их особенности? Ответы вы найдете в этой статье.
Вебинар (Webinar) – это онлайн-семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции.
Вебинар-лекция
Чтение лекций осуществляется с помощью презентаций. В заранее подготовленных материалах по курсам гуманитарных дисциплин используются графики, рисунки, фотографии, анимация, небольшие по объему тексты.
Обучающиеся воспринимают информацию на слух и зрительно. Задать вопросы преподавателю возможно в режиме «чата» или голосом, с помощью микрофона. В начале мероприятия преподаватель должен известить, что на все вопросы ответит после лекции. Хотя этот вариант лишает лектора возможности получать обратную связь от участников.
Основные материалы дисциплины размещаются преподавателем на учебном портале для ознакомления:
- лекционные – должны содержать лишь лаконичное изложение сути изучаемого вопроса;
- комментирование литературных источников и сайтов, полезных при изучении темы;
- четкие инструкции, которые должны ориентировать самостоятельную работу над материалами по теме, выполнение всех прилагаемых заданий, проектов и по прочим формам учебной работы по данной теме.
Для активности действия можно использовать «белую доску». Рисованием можно оживить и саму презентацию.
Вебинар-семинар.
В отличие от лекции, семинар тяготеет к синхронной форме учебной работы и реализует технологию виртуального класса.
Тема виртуального семинара должна быть тщательно разработана. Разработка темы заключается, прежде всего, в подготовке системы проблемных вопросов, мотивирующих к изучению темы.
Проблемные вопросы должны способствовать стимулированию самостоятельного критического мышления слушателей, должны быть ориентированы на оценку, анализ причин или прогноз последствий изучаемых явлений.
В качестве дополнительного оживляющего дискуссию приема может использоваться предварительное распределение ролей среди студентов.
Преподаватель должен играть минимальную роль в ходе семинара, управляя лишь темпом дискуссии и активностью ее участников.
Современные инструментарии вебинара дают возможность одновременной работы с данными, с обеспечением подписания этих документов: для этого в систему включена так называемая «белая доска» – специальное дополнение. Оно имеет окно, в котором каждый участник может внести свои коррективы (введения текста или графики). При этом все произведенные изменения предоставляются каждому участнику.
В самом начале мероприятия необходимо объяснить слушателям, что их вопросы, ответы и комментарии необходимы. Далее следует выбирать, на какие комментарии и вопросы стоит реагировать и отвлекаться, а на какие – нет.
Иногда в чате начинается неразбериха и оживленное общение участников между собой. В ограниченном варианте преподаватель можете поддержать общее настроение, но основная обязанность ведущего вебинара – следить за динамикой мероприятия и удерживать тему. Поэтому смело, но уважительно следует пресечь попытки участников пообщаться между собой вместо того, чтобы слушать лектора. Так же важно хоть как-то, но реагировать на то, что происходит в чате, потому что эту информацию видят все. Если не давать ответ или не прокомментировать (кратко) вопрос, который не нравится, то можно потерять власть над аудиторией.
Во время вебинара-семинара преподаватель может использовать различные виды работ:
- 10-15 минутные монологи, сопровождаемые вопросами;
- тренинговые упражнения;
- работы, выполняемые на сайтах;
- направленные дискуссии;
- умственные усилия для решения поставленной задачи.
Не забывайте, что в online-трансляции идет задержка сигнала на 3 секунды между тем, когда вы сказали и вас услышали участники.
Другие статьи автора
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Технология создания инфографики
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися