В век визуализации преподавателю, учителю, педагогу целесообразно следовать за обучающимся, своевременно корректируя методики и преподавание согласно запросам общества. Именно это обеспечит «и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика» (Рыбникова М. А.).
Сегодня существует множество видов визуализация на уроке, и педагоги их с удовольствием используют, это: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры, инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, глостеры, плакаты, хронолайнеры, интернет-мемы.
Мем
Иллюстрация как форма выражения информации с помощью рисунка существует давно. Образное выражение материала стало неотъемлемой частью научной работы, а также важной составляющей
процесса обучения.
Посредством сегодняшних интернет-мемов общество не только передает информацию, но изучает само себя, свою культуру осуществляет саморегуляцию.
Термин мем и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г в книге «Эгоистичный ген». Докинз рассматривал идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц − мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям.
Что такое интернет-мем?
Под интернет-мемом имеется в виду любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях. (М. Кронгауз).
Функции интернет-мема:
- Репрезентация, то есть воспроизведение увиденного, услышанного, прочитанного человеком, с возможным изменением информации.
- Коммуникативная – это актуальная и реактивная реакция на ситуацию, порождение дискуссии. А также создание “мета-языка”, доступного всем.
- Информационная – отражение событий действительности, информирование общества о новых и интересных явлениях.
Лингвистические интернет-мемы на занятиях
Лингвистический мем – это мем имеющий языковое выражение, обладающий собственными систематическими изменениями в области синтаксиса, лексики и орфографии.
Наиболее очевидный вариант использования интернет-мемов в практике преподавания русского языка – это формирование и развитие лингвистической (языковой) компетенции обучающихся.
Как создать лингвистический мем:
- Используйте фразеологические единицы, крылатые выражения, цитаты и афоризмы. Преподаватели все чаще замечают, что современные обучающиеся стали реже использовать их в своей речи, поэтому можно вернуть интерес к классике через игру: “Угадай источник”.
- Используйте эмоциональную составляющую речи: обращение к пользователю и приглашение к соучастию. Мем должен быть близок обучающимся и отражать основную идею-тему-цель предмета.
- Применяйте игру слов («Играл на гитаре – проиграл»), оксюмороны, метафоры и переносное значение слов.
- Основа любого мема – это юмор. На узнаваемом ярком фоне в большинстве случаев задайте фразу-установку, а затем включите неожиданную концовку-кульминацию.
Методика работы с лингвистическими мемами:
- Преподаватель демонстрирует несколько лингвистических мемов, а обучающиеся устанавливают какие языковые средства используются и для чего.
- Развитие грамматической компетенции – умений и навыков передачи категориальных значений, понимание принципов построения синтаксических конструкций, знание фонетических, словообразовательных, орфографических и иных норм и правил, а также умение использовать их в практике. Нахождение нарушений и создание слушателями собственных лингвистических мемов.
- Развитие стилистической компетенции – нахождение и анализ каламбуров, оксюморонов, метафор, интертекстуальных маркеров. Создание собственных мемов и анализ предложенных.
Все эти приемы работы можно объединить общей тематикой занятия или игровой ситуацией занятия.
Он-лайн инструменты для создания мемов
Risovach – можно создавать мемы с собственными картинками, но даннй ресурс имеет и собственную библиотеку.
Выбираете или загружаете картинку, размещаете текст и нажимаете кнопку “создать мем”.
Шутки за 300 – можно посмотреть варианты готовых мемов, можно создать свой мем, а можно воспользоваться картинками ресурса. Также можно найти генератор демотиваторов, шуток, приколов.
Это бесплатный сервис, с помощью которого можно как создать мем онлайн со своей картинкой, так и воспользоваться огромной библиотекой популярных мемов.
Упражнения подобного типа повышают интерес и мотивацию обучающихся и основываются на действии непроизвольного усвоения языкового и речевого материала.
Другие статьи автора
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Корректируем дисграфию у студентов
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения